Структура и уровни социологического знанияСтраница 3
Наше общество сегодня напоминает гигантскую социальную лабораторию, в стенах которой осуществляется уникальный исторической эксперимент: ломка старого тоталитарного режима и построение нового социального строя. Важнейшая задача социологии - дать объективную картину происходящих в стране перемен, показать, как они отражаются в сознании людей, вскрыть объективные причины, тормозящие прогрессивное развитие общества и др. В связи с этим закономерно встает вопрос о том, каковы конкретные пути реализации практической функции социологии.
Основная практическая функция социологии заключается в создании Асоциально-информационной базы для осуществления органами государ-ственного управления эффективной социальной политики в самых раз-' личных отраслях - экономике, культуре, образовании, здравоохранении, в сфере борьбы с различными социальными патологиями -преступностью, алкоголизмом и др. Любое рационально обоснованное управленческое решение предполагает обязательное наличие подобной информации. Потребность в ней ощущается остро именно теперь, когда общество переживает трудный процесс радикальных экономических преобразований.
Наличие подобной информации позволяет социологу осуществлять экспертную оценку ответственных государственных решений: правительственных постановлений, законодательных актов и др. Практика обязательной, закрепленной законодательством социальной экспертизы существует в ряде зарубежных стран, и она себя оправдала. Примеры привлечения социологов в качестве экспертов существуют и в нашей стране, но они довольно редки. Можно предположить, что практическая эффективность многих крупных, принятых на общегосударственном уровне постановлений, в том числе касающихся темпов проведения экономической реформы в нашей стране, была бы гораздо выше, если бы она опиралась на социологическую информацию и к их научной разработке были бы привлечены социологи. Использование этой информации в управленческой практике может служить действенным заслоном на пути волюнтаризма и субъективизма, рецидивы которых все еще дают о себе знать в управленческой деятельности.
Социологическая информация необходима не только для создания информационной базы принимаемых управленческих решений, но и для регулярного контроля за их практической реализацией, поскольку она обеспечивает обратную связь между управляющим органом и субъектами управления. В нашей стране пока нет налаженной системы проведения подобного рода исследований. В простейшем случае функцию такого регулятора или посредника выполняют зондажи общественного мнения, оперативно проводимые в крупных городах телефонные опросы, выясняющие отношение населения к различным аспектам проводимых реформ. Имеющийся опыт их проведения говорит о том, что даже этот простейший тип зондажного исследования способен приносить огромную пользу органам управления страной или регионом, помогает вносить коррективы в проводимую политику.
Особенно следует отметить диагностическую функцию социологических исследований, проводимых с целью выяснения состояния объекта, недостатков и отклонений в деятельности социальных институтов, организаций и коллективов. Социологический анализ дает возможность определить "уровень заболеваемости" изучаемого явления, прогнозировать будущее состояние и наметить меры по его улучшению.
Переживаемый страной социально-экономический кризис вызвал к жизни немало отрицательных явлений в духовной атмосфере страны, обусловил кризис многих социальных институтов. В этих условиях возрастает ценность изучения общественного мнения, оно становится настоящим барометром общественного мнения, благодаря которому мы узнаем о колебаниях в настроении и оценках людьми многих злободневных проблем. Большая работа была проведена отечественными социологами по диагностике социальной напряженности, аккумулирующей в себе многие болевые точки современной общественной жизни.
Среди детерминант, определяющих уровень социальной напряженности, которую авторы отождествляют с эмоциональным возбуждением и психическим беспокойством широких слоев населения, выделяются следующие факторы: кризис в экономике, дезорганизация властных структур, криминогенная обстановка, нерешенность экономических вопросов, межнациональные конфликты. Проведенный диагноз состояния социальной напряженности в стране, дополненный изучением динамики ее изменения, дают возможность авторам прогнозировать на ближайшие годы сохранение социальной напряженности в стране. И хотя методология и методика изучения социальной напряженности пока еще далеки от совершенства, тем не менее достаточно очевидно, что даже грубый анализ этого чрезвычайно важного феномена общественного сознания имеет огромное практическое значение. И надо надеяться, что правительственные органы, проводящие реформы в стране, так же как и администрация на местах, используют подобную информацию в своей практической деятельности.
Главные характеристики социальной политики России в прошедшем и текущем
годах
В статье 7 Конституции РФ предусмотрено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Сильный характер социальной Росс ...
Структура и уровни социологического знания
В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпирические.
Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Перв ...
Культурная компетентность социального работника в области языка и символов
растаманов
Особенности языка и символов субкультуры растаманов проработаны авторами Косарецкой С.В., Ровинской О.
Слово растаман не зафиксировано ни в одном нормативном словаре русского языка, не попало оно еще и в словари жаргонов, хотя в последни ...