SociologyBest

Основы социологии

Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление
Страница 1

Материалы » Место культурологии в системе социальных наук » Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление

По своему происхождению культурология тесно связана, прежде всего с такими направлениями исследований как философия истории и философия культуры, а также с историей искусств, литературоведением, антропологией и этнографией.

Философия (от греческого буквально «любовь к мудрости» – «люблю» и «мудрость») – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, целостное, социально-политическое , нравственное и эстетическое отношение к миру. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социально классовыми интересами, политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.

Связь культурологии с философией культуры – одним из направлений философии – очень велика. Как известно, в древности не существовало деления наук на естественные (точные), технические и общественные (и гуманитарные). Все они были объединены в одной – философии, которую часто называли «царицей наук». Только в поздние периоды античности начинается дифференциация наук. Причём сначала развитие получили естественные науки (математика, физика). Общественные науки начинают зарождаться и развиваться только в XIX веке, а некоторые достигают своего развития лишь в XX веке.

В европейской гуманитарной традиции культурологии предшествовала так называемая «история духа», или «духовная история» (перевод немецкого термина «Geistesgeschichte»), представлявшая собой философское (иногда религиозно-философское) осмысление истории культуры. В настоящее время культурология всё ещё находится в известной зависимости от породивших её научных и философских дисциплин, черпая из них как материал для своих построений, так и теоретические конструкции, понятия, научную методологию и т.д. Однако сейчас заметнее влияние самой культурологии на эти науки, присутствие культурологических мотивов, культурологических обобщений, культурологической направленности в философских, искусствоведческих или антропологических исследованиях. Что касается «истории духа», то её место в системе гуманитарных знаний занято культурологией, а сама «история духа» сохранилась как литературный, или философско-литературный, жанр.

Философия культуры, представляющая собой одну из важнейших сфер современной философической науки, сыграла исключительную роль в процессе возникновения и становления культурологии.

Именно в философии XVIII–XIX веков начала формироваться осознание культуры как целостного явления, доступного системному изучению. Отдельные гуманитарные науки занимались изучением различных сфер культуры. Синтез знаний в эпоху Просвещения (конец XVII – начало XIX века), с характерным для неё стремлением к энциклопедичности, осуществлялся преимущественно на основе естественных наук (наук о природе). Само древнее понятие «культура» истолковывалось как «воспитанность», «образованность», то есть было ограничено областью педагогики, ещё не пробрело общего философского значения.

Философия эпохи Просвещения проявила особый интерес к человеку, истории человеческого общества. В историческом развитии человечества просветители видели действие как природных факторов (географическая среда, климат, инстинкты и физиологические потребности человека), так и факторов неприродного свойства, искусственно создаваемых человеком. Именно последние были в дальнейшем обобщены в философском понятии «культура».

Размышления просветителей, а затем и философов XIX и XX веков о соотношении природного, натурального (от латинского «natura» - «природа») и неприродного, культурного начал в жизни человека были заложены основы двух фундаментальных тенденций в философском и культурологическом изучении культуры. Эти тенденции можно обозначить как натуралистическую и антинатуралистическую (греческое «anti» – означает и «против» и «вместо»). Следует отметить, что в теориях культуры, создававшихся великими философами и учёными последних веков или научными и философскими школами, данные тенденции весьма редко встречаются в «чистом виде». Как правило, одна из них преобладает или достигается их равновесие, а иногда и противоречивое сочетание.

Страницы: 1 2 3


Функции и характеристики информации
Всякий процесс имеет цель. Ее можно характеризовать тем состоянием, на переход к которому процесс направлен. Обобщенная цель информационных процессов — изменение состояния сторон-участниц. Если наблюдается изменение состояния участника ...

Виды социальных потребностей человека в обществе.
Потребность, понимаемая как нужда, необходимость, относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил производственно-экономической деятельности. Природа социальных потребностей чрезвычайн ...

Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Характеристика положения инвалидов и их проблемы в современном обществе
Право – не милостыня, а обязательство государства перед своими гражданами. Слово "инвалид" в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, н ...