SociologyBest

Основы социологии

Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление
Страница 3

Материалы » Место культурологии в системе социальных наук » Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление

Другим понятием, которое ещё в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим для слова «культура», являлось понятие «природа», «натура» (от латинского «naturas» – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, космических сил, а не человеческих действий, врождённых инстинктов, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В эпоху поздней Римской Империи (III–V вв. н.э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (латинское «civitas»), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главными из которых были воспитанность, образованность, закрепились за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (V–XVII вв. н.э.), эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия. Правда, в период Возрождения «культура» в большей степени стала связываться с признаками совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах.

Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII–начале XIX веках, в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация», возникшем на основе древнеримского понятия «civitas». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремёсел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения, немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель, разработали концепции исторического развития культуры, её прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом всё большего её совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разочарование в этих надеждах.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и определяются через отличие друг друга.

Одной из важнейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределённой как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества является одной из основных проблем философии культуры, культурологии и гуманитарных наук в целом.

Страницы: 1 2 3 


Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главны ...

Социология как наука. Объект и предмет соц науки
Признаки науки: · Внешние (несущественные): 1. Наличие корпуса учёных; 2. Публикации или их наличие; 3. Организации и союзы; 4. Ученики (студенты, аспиранты); 5. Учебники. · Внутренние (существенные) 1. Использование научных метод ...

Эмиль Дюркгейм
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу ...