SociologyBest

Основы социологии

Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление
Страница 3

Материалы » Место культурологии в системе социальных наук » Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление

Другим понятием, которое ещё в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим для слова «культура», являлось понятие «природа», «натура» (от латинского «naturas» – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, космических сил, а не человеческих действий, врождённых инстинктов, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В эпоху поздней Римской Империи (III–V вв. н.э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (латинское «civitas»), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главными из которых были воспитанность, образованность, закрепились за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (V–XVII вв. н.э.), эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия. Правда, в период Возрождения «культура» в большей степени стала связываться с признаками совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах.

Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII–начале XIX веках, в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация», возникшем на основе древнеримского понятия «civitas». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремёсел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения, немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель, разработали концепции исторического развития культуры, её прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом всё большего её совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разочарование в этих надеждах.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и определяются через отличие друг друга.

Одной из важнейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределённой как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества является одной из основных проблем философии культуры, культурологии и гуманитарных наук в целом.

Страницы: 1 2 3 


Стратификационные концепции
Социальная стратификация — это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, о ...

Потребительский бюджет человека и семьи.
Потребительским бюджетом называют таблицу, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи, на основании чего формируется суждение о соответствии доходов и расходов, делаются выводы о необходимости их изменения в ту ...

Социальная инфраструктура в республике Марий Эл: Образование, медицина, социальное обеспечение, культура и искусство, спорт и туризм. Образование.
Сегодня в системе образования РМЭ увеличился до 67,4% охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет, работают 7 гимназий, 9 лицеев, 2 центра образования, 2 школы с углубленным изучением предметов, функционируют 32 ресурсных центра и ...