SociologyBest

Основы социологии

Типологии молодёжных субкультур
Страница 1

Признав молодёжную субкультуру как объективно-обусловленную часть социальной реальности обществ многих стран, целый ряд исследователей сделали попытку её типологизации. В данной работе будут приведены типологии молодёжных субкультур следующих авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С.

Одной из известных является концепция российского учёного С.А. Сергеева, который в качестве критериев своей типологии молодежных субкультур определил характер деятельности, ценностную систему данной субкультуры, а также время ее возникновения. По критерию ценностных ориентаций Сергеев выделяет следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию автор выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).

Если говорить об отечественных молодёжных субкультурах, то в истории их формирования выделяется несколько этапов. Отрезок времени с конца 60-х по 1982 год отмечается как первый период в формировании и распространении молодежных субкультур в СССР, первыми представителями которых являлись хиппи. Приблизительно в 1976–1977 года в СССР появились и первые панки. Второй период (1983–1987 года) характеризуется спадом их активности и общей кризисной ситуацией. Дело в том, что хиппи были рассчитаны на студенческую аудиторию, то есть на молодежь 17-ти-20-ти лет, имеющую определенный интеллектуальный уровень, в 1982 году к хиппизму пришли «пионеры» (ученики ПТУ, средних классов школы), которые в силу объективных причин не могли усвоить философские и эстетические концепции хипповских кругов. В связи с отсутствием новых форм деятельности переживали кризис и панки, их тусовки были автономными, система коммуникации и обмена информацией развита слабо. Третий период

развития молодежных субкультур приходится на 1987–1992 года, это время постоянных конфликтов между консервативно настроенной частью молодежи и «продвинутыми неформалами». Неоднородная как в социальном, так и в интеллектуальном плане молодежная среда не понимала и отрицала идеи неформалов. Четвертый период (1992–1995 года) – отличается спадом активности контркультурой среды. Для молодежных субкультур того периода характерен значительный пессимизм, омоложение состава. Тусовки покидает значительная часть «олдовых» (старших). В этот период бурно развивается романтико-эскапистская молодежная субкультура, в первую очередь группы толкинистов. В 1996 году начинается пятый период

развития молодежных субкультур, который продолжается до нашего времени. В нём с одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня контркультурой среды; с другой – прогрессирующее омоложение околоандеграундной среды и полный отказ от интеллектуального роста. Одновременно идет значительный рост гедонистично-развлекательных (прежде всего музыкальных) молодежных субкультур, которые состоят в основном из подростков. Особую популярность приобретают рэперы.

Необходимо отметить, что на формировавшиеся отечественные молодёжные субкультуры оказывали существенное влияние западные. Часто представители хиппи, панков, рэйверов или стиляг просто копировали западные образцы. Однако особенность отечественных молодёжных субкультур теперь состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на Западе альтернативное движение выросшее из молодёжных субкультур 60–70 годов, активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Причина такого различия может быть тесно связана с российской спецификой, а также местом и ролью нашего государства, которое долгое время отлучало граждан от самодеятельности и спонтанной активности.

Типология молодёжных субкультур, предложенная известным отечественным социологом и философом С.С. Фроловым отражает особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале 21 века. Автор выделяет группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, к которым молодой человек ощущает свою принадлежность, идентифицируя себя с другими её членами, таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Молодёжь в данных группах разделяет определённые чувства и мнения, цели жизни; аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает значения «не мы», «другие». По взаимоотношениям выделяются: первичные группы, в которых каждый её член видит в другом индивида и личность, у молодых людей общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении; вторичные группы, контакты в которых носят безличный и односторонний характер, а дружеские личностные контакты с другими членами необязательны. При этом Фролов отмечает, что в первичных группах личность формируется и социализируется. В этих группах молодые люди находят интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов, здесь удовлетворяется их потребность в самореализации и самовыражении. В то же время члены вторичных групп достигают определённых целей, ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях, хотя это довольно часто компенсируется присутствием во вторичных группах некоторого числа первичных. Наконец выделяются группы по степени общения: малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия. Групповое мнение здесь выступает в качестве постоянного фактора социального контроля; большие группы, где непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы нет. Им присущи рационально целенаправленные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, групповое же мнение учитывается редко.

Страницы: 1 2


Сущность рынка труда, его функции и классификация. Понятие рынка труда
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно рассматривать и к ...

Имидж как феномен группового поведения
Групповое поведение есть естественный и традиционный объект социологического изучения. Автор не раз убеждался, что для профессиональных социологов такой тезис не нуждается в аргументации, вне зависимости от интеллектуальной позиции в вопр ...

Социальные организации
С социальными институтами тесно связаны социальные организации. Социальная организация — это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации. Термин «организация» (от франц. organisation, ...