SociologyBest

Основы социологии

Классическая зарубежная социология
Страница 1

История развития социологии » Классическая зарубежная социология

Начало XX в. Внесло существенные поправки в представления о том, что объектом и предметом социологии является общество. Слышалось все больше критических замечаний, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать в себя данные всех других наук об обществе, и на этой основе делать глобальные, обобщающие выводы. Кроме того, следование строгой логике причинно-следственных связей, которой придерживалось большинство позитивистов, не могло удовлетворить потребность во всестороннем и глубоком познании окружающего мира.

Первым, кто усомнился в претензии социологии изучать общество в его целостности и многообразии, был Э. Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. По его мнению, только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция. Вообще, можно сделать вывод, что ученый сделал решительный шаг к изучению человека как социального существа. Не менее последовательным критиком «всеобъемлющих» претензий на изучение общества стал Г. Зиммель (1858-1918), который предложил свою концепцию, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать с точки зрения их исторического развития. За ним последовал М. Вебер (1864-1920), труды которого представляют уникальный по своему замыслу и исполнению сплав исторического и социологического знания. Вебер противопоставлял естествознание и общественные науки, как по методу, так и по содержанию. Он не отрицал применимости к общественным явлениям методов точных наук, но подчеркивал, что их функции в обществоведении иные, чем в естествознании. Кроме того, Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Считал, что такие сложные понятия, как «капитализм», «религия», «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. И, наконец, он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства, что позволяет его считать одним из создателей политической социологии.

Среди представителей нового этапа в развитии социологической мысли нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким как физика, химия, астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути, он сформулировал основные требования эмпирической социологии.

Велико и значимо научное наследие одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли - П.А. Сорокина (1880-1968). Он с позиций интегральной социологии предложил и обосновал ее понятийный аппарат: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.

Крупным научным достижением Сорокина стала разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы. В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на перемещение людей в обществе, как по горизонтали, так и по вертикали. Сорокиным были также проанализированы социально-культурные факторы развития человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.

Страницы: 1 2


Понятие профессиональной ориентации. Влияние профессиональной ориентации на рынок труда. Понятие профессиональной ориентации и её практическое применение
В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. «Причины неэффекти ...

Отношение к проекту населения.
Судя по публикациям, приоритетные проекты вызвали большой интерес у населения. Проект "Здоровье" волнует все социальные слои населения без исключения, но наиболее важным он оказался для самих сотрудников учреждений здравоохранен ...

Огюст Конт
О. Конт родился во Франции, в 1789 году. Он получил естественнонаучное образование в Парижской политехнической школе, потом работал домашним учителем математики, экзаменатором и репетитором. С 1817 по 1824 годы был секретарем у выдающегос ...