SociologyBest

Основы социологии

Понимающая социология М. Вебера
Страница 3

Материалы » Структура и функции социологии » Понимающая социология М. Вебера

Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства.

Традиционное действие осуществляется через привычку[10].

В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или веды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социального действия. Необходимы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоделированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практиков не только из области социологии.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Похоже, что в и этом случае речь идет о теоретической конструкции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадающей с социальной действительностью. И все же идея правового государства как рационального сочетания интересов субъектов гражданского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания, как теоретиков, так и практиков.

Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в их разработке заметных след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных проблем, которые стоят пред нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина»[11].

С позиции истины, пишет Вебер, приходится признать, что мировоззрение каждого человека связано с «интересами своего класса»[12].

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общество, никогда не искажал и не упрощал это учение. Он писал: анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма, применении – останется на все обозримое время творческим и плодотворным научным принципом[13].

Таков вывод этого глубоко мыслящего философа и социолога, который он сделал в работе под примечательным названием «Объективность социально-научного и социально-политического познания».

Научность и объективность у Вебера не расходятся между собой. Ему присуще трезвый и уважительный подход к взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современное возрождение учения Вебер вполне оправдано. Многие высказанные им идеи получают свое дальнейшее развитие не только в странах Запада.

Страницы: 1 2 3 4


Факторы здоровья
Ведущим фактором здоровья и соответственно патологии является образ жизни горожан. От того, как живут, питаются, учатся, воспитываются, работают и отдыхают люди, зависит 50-55% заболевших, особенно хроническими неэпидемическими заболевани ...

Функции, формы и источники развития
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам — пол, возраст, образование, вид занятия, способности; 2) р ...

Политические установки молодежи г. Самары: социологический анализ
Объектами исследования политических установок самарской молодежи стали студенты самарских Вузов, учащиеся 10-11 классов, работающая и безработная молодежь, представленные выборкой в 87 человек, в возрасте 16-25 лет. Распределение внутри ...