Основные характеристики образа жизни стареющей личностиСтраница 2
В доказательство этого утверждения можно привести длинный ряд различных историй болезни, но вместо всех этих историй приведем известный случай из литературы. Давайте вспомним, что великий Гёте, находясь в весьма преклонном возрасте, работал над второй частью драматической поэмы о докторе Фаусте. После семи лет напряженной работы он, наконец, завершил свой труд и поставил свою печать на дописанной рукописи – это было в январе 1832 года, а в марте он скончался. Можно предположить, что Гёте, которому в то время уже исполнилось 82 года, чувствовал приближение смерти, но он сохранял страстное стремление завершить свое великое произведение – и смерть отступила. Точнее сказать, он отодвинул ее приход – до тех пор, пока поэма, которой он посвятил многие годы своей жизни, не была закончена. Напряженная творческая работа в течение семи лет помогала великому писателю побеждать смерть.
После небольшого экскурса в историю можно смело утверждать, что вышедшим на пенсию людям нужно обязательно заниматься каким-либо другим, важным и полезным делом. В противном случае их так называемое пассивное бытие превратится в медленное умирание. К тому же, по мнению В. Франкла (19), активная творческая жизнь людей преклонного возраста идет обществу только на пользу, а также имеет чрезвычайное большое психологическое значение, так как творческая деятельность имеет огромную внутреннюю ценность, наполняя пожилых людей чувством смысла собственного существования вне зависимости от того, сколько именно лет им исполнилось.
Многочисленные исследования говорят об огромной роли, которую играет в процессе старения социально-трудовая активность. Рассматривая этап завершения человеческой жизни, Б.Г. Ананьев (3) отмечал, что часто те или иные формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, то есть их «умирание» наступает раньше, чем их физическое одряхление от старости. Это происходит в том случае, когда человек сам стремится к социальной изоляции, постепенно отказываясь и освобождаясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Такое положение в конечном итоге приводит к деформации структуры личности.
Семья. Осознание своего места и положения в семье, избегание конфликтных взаимоотношений с детьми – это те важные вопросы, которые надо решать людям пожилого возраста. Насколько успешно и правильно будут найдены ответы на них, настолько благополучнее, комфортнее будет складываться и сама жизнь стареющего человека.
Также важным аспектом являются взаимоотношения с супругой (ом). Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они, нормальные живые люди трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них скрытая просьба, и намек, и юмор, и нерастраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество – супруги становятся внешне похожими друг на друга. Именно о них писал Андре Моруа: «Самое трудное в браке – уметь перейти от любви к дружбе, не жертвуя при этом любовью. Тут нет ничего невозможного… В таком супружестве царит доверие, тем более полное, что оно зиждется на доскональном знании спутника жизни и такой прочной привязанности, что она позволяет заранее угадывать все душевные движения любимого существа. Таким супругам скука не страшна, потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, что беседа между ними не замирает…». Конечно, существуют пары, где супруги уже давно устали друг от друга и взаимоотношения не приносят никакой радости.
Общение. Степень взаимодействия с внешним миром имеет большое значение для стареющего человека. Дефицит общения в поздние годы переживается им как сильное стрессовое воздействие. На психическом состоянии неблагоприятно сказывается невнимание к пожилому человеку со стороны ближайшего окружения (членов семьи, родственников). Это способствует его уходу в себя, в психологическую изоляцию от живущих с ним рядом людей. Вместе с тем не все стареющие люди хорошо осознают тот факт, что с возрастом их взаимоотношения с окружающими людьми, прежде всего с членами семьи и, особенно с молодым поколением, объективно претерпевают изменения и надо искать адекватную форму их поддержания.
Канадские психологи пытались систематически имитировать крайне однообразные условия. Участниками исследования были здоровые студенты высших учебных заведений. Их поместили в небольшие звуконепроницаемые комнаты на удобные койки, на глаза надели полупрозрачные очки, пропускающие лишь рассеянный свет. Руки были покрыты от локтей до кончиков пальцев картонными муфтами, уши закрыты резиновой подушечкой при постоянном легком звуке работающего вентилятора. Они лежали так целыми днями, без движения и лишь при необходимости ходили есть или в уборную. Добровольцы могли говорить в микрофон, висящий у них перед ртом и прослушивать инструкции из небольших наушников. Через несколько часов пребывания в полной изоляции, целенаправленное мышление начинало их все больше затруднять, внимание не удавалось сосредоточить, внушаемость становилась явно повышенной. Настроение колебалось от крайне раздраженного до легкого веселья. Скука была такой, что человек мечтал о любом стимуле или движении, а, получив их, чувствовал себя неспособным их выполнить или не желал предпринимать усилий. Способность решать простые умственные задачи заметно снижалась, причем это имело место еще 12-24 часа после окончания изоляции. Хотя каждый час эксперимента оплачивался, большинство студентов не выдерживали в изоляции более 72 часов.
Заболевания социального характера
Что это за заболевания?
От чего зависят и как с ними бороться?
Сначала необходимо выяснить, какие заболевания называют социальными.
Это:
o Табакокурение
o Алкоголизм
o Токсикомания
o Наркозависимость
o Ослабление организма
o Псих ...
Приложение Г
Таблица Г 1 - Население частных домохозяйств по возрастным группам (Данные переписи 2002 года) – Росстат по Самарской области
...
Самоидентификационный
портрет студента Ставропольского края
Для формирования целостного представления о социокультурном портрете современного студента Ставропольского края был использован метод анкетного опроса. В этих целях респондентам была предложена анкета, вопросы которой мы подбирали с учето ...