Предмет, объект и категориальный аппарат социологии политики БурдьеСтраница 1
Считаю нужным отметить, что Пьер Бурдье всегда был решительно против идентификации своих взглядов на общество и социальный мир в целом, против названия их «теорией», подчёркивая, что его работы направлены не на анализ существующих понятий или нового категориального аппарата, но на изучение действительных социальных явлений с помощью определённых социологических «инструментов». Бурдье – практический социолог, социальный критик, выступающий против «чистой», не находящей применения теории. Все основные понятия его концепции – поле, агент, габитус, капитал, власть – а также логика и методология работы с ними раскрываются лишь в социологическом исследовании, в самой жизненной практике.
Бурдье в своих работах, касающихся анализа политики, не оценивает сиюминутную расстановку политических сил, он предлагает социологический инструмент анализа политики как специфической социальной реальности. Бурдье изучает сам механизм формирования политических партий и политических мнений; рассматривает специфические принципы распределения в поле политики доминирующих и доминируемых позиций власти, а также механизмы легитимного насилия и навязывание определённого видения распределения политических сил.
Объектом социологии политики Пьера Бурдье, на мой взгляд, является поле политики, а предметом – механизм формирование политических представлений и мнений, распределеие власти, позиций и политических сил.
Для понимания теории полей и всей концепции французского социолога важно рассмотреть видение Пьером Бурдье социальной действительности в целом. Рассуждая о социальном пространстве, Бурдье решительно отвергает господствующие в его время интеллектуальные традиции в социологии. Марксизм, структурализм и конструктивизм, объективизм и субъективизм, реализм и номенализм – он не принимает ни одно из этих течений. Одни традиции осуждает за то, что на передний план выдвигают индивида и умалчивают о социальных отношениях между ними, другие – за то, что акцентируют внимание на отношениях в ущерб реальным людям. Главной задачей своих работ видел преодоление оппозиции объективизма и субъективизма: « . оба подхода - объективистский и субъективистский - находятся в диалектической связи и что даже если субъективистский подход, когда его берут изолированно, кажется очень близким интеракционизму или этнометодологии, он отделен от них радикальным отличием: точки зрения фиксируются как таковые и соотносятся с позициями соответствующих агентов в структуре» [1, c.184–185]. Хотя свой подход Бурдье никак не квалифицирует, не относит к существующим традициям в социологии, его можно назвать интегралистским[5, с.25].
Социология, по мнению Бурдье, представляет собой социальную топологию. Идею топологии Бурдье взял из физики; социальная топология – наиболее продвинутая геометрическая парадигма, принятая физиками в конце XX века. Термин «топология» (от греч. topos – место и logos – закон) ввёл в научный оборот И.Б. Листинг в 1847 году. Топология – раздел математики, изучающий топологические свойства фигур, то есть свойства, не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний. Топологическое пространство - множество элементов любой природы, в котором тем или иным способом определены предельные отношения. Из топологической теории размерности следует, что размерность пространства задаётся размерностью порождающего его элемента.
Люди как биологические индивиды и социальные агенты выступают порождающим элементом в топологии Бурдье. Они перемещаются в физическом пространстве, сталкиваются, притягиваются и совершают прочие физические действия. Как биологические существа люди размещаются в физическом пространстве, занимая определённые место и объём. «Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объём, который занимает агент или предмет, его размеры или, ещё лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)». [3, с. 33]. Это место можно определить абсолютно: как ту пространственную точку, где в данный момент времени располагается агент или предмет, где он локализован. Относительно же место, занимаемое агентом, можно определить как позицию или ранг в социальной иерархии.
Проблемы адаптации при получении образования
детьми-инвалидами
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. У ч ...
Особенности урбанизации в России
В отечественной литературе существуют различные подходы к периодизации процесса урбанизации в советской России. Взяв за основу наиболее общий подход к систематизации, выделим два этапа урбанизации на территории России.
Первый этап охваты ...
Русские в независимой Эстонии
В 90-е гг. численность русской общины в Эстонии значительно сократилась. Примерно 80 тыс. русскоязычных (по некоторым данным, даже более 100 тыс.) уехали в Россию (главным образом военные и члены их семей). В 2000 г. в ЭР проживало 404 ты ...
