SociologyBest

Основы социологии

Предмет, объект и категориальный аппарат социологии политики Бурдье
Страница 2

Материалы » Социология политики Пьера Бурдье » Предмет, объект и категориальный аппарат социологии политики Бурдье

Бурдье вводит понятие агента в противоположность субъекту и индивиду, чтобы отойти от структуралистского и феноменологического подходов к изучению социальной реальности. Он подчеркивает, что понятие “субъект” используется в широко распространенных представлениях о “моделях”, “структурах”, “правилах”, когда исследователь как бы встает на объективистскую точку зрения, видя в субъекте марионетку, которой управляет структура, и лишает его собственной активности. В этом случае субъект рассматривается как тот, кто реализует сознательную целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу. Агенты же у Бурдье “не являются автоматами, отлаженными как часы в соответствии с законами механики, которые им неведомы”. Агенты осуществляют стратегии - своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. Практика – это всё то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире; представляет собой изменение социального мира, производимое агентом. Социология Пьера Бурдье смещена в сторону социальных агентов. По его мнению, человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами. Являясь существом природным, человек обладает телом, потребностями, мотивацией и множеством иных свойств. Но Бурдье нигде обстоятельно не анализирует инстинктивное поведение, потребности и мотивацию, сходство между человеком и животными. Биологическая составляющая, которая, по расчётам современных учёных, занимает никак не менее 50% в человеческом существе, не оказалась серьёзным инструментом анализа у Бурдье. Он анализирует социальную составляющую человеческого существа.

Способность агентов спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и более или менее адекватно реагировать на события и ситуации, способность, складывающаяся в результате огромной работы по образовнию и воспитанию в процессе социализации, кристаллизуется в определённый, соответствующий социальным условиям становления индивида, тип габитуса[11, с.13]. Габитус – одно из главных понятий социологического учения Бурдье. Социальное пространство структурируется объективно – существующими социальными отношениями, и субъективно – представлениями людей об окружающем мире. Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус порождает и структурирует практику агентов, их представления. Таким образом, Пьер Бурдье определяет габитус как “систему устойчивых и переносимых диспозиций”. Диспозиции – это склонности воспринимать, чувствовать, поступать и мыслить определённым образом, чаще всего бессознательно усвоенные каждым индивидом вследствие объективных условий его существования. Эти диспозиции устойчивы, переносимы и образуют систему, поскольку стремятся объединиться. В габитусе воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других.

Возвращаясь к рассмотрению политической социологии Пьера Бурдье, анализ её категориального аппарата начну с одного из ключевых понятий концепции - понятия поля. Социальное пространство, по Бурдье, представляет собой ансамбль разного типа полей, в том числе политических, религиозных, экономических, этнических, которые живут по собственным законам. Таким образом, Бурдье трактует пространство как поле сил, а точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в него и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов равно, как и к их взаимодействию.

Категория поля обозначает специфическую систему объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или кооперации. Бурдье называет поля “автономными универсумами”, своего рода “игровыми площадками”, на каждой из которых игры ведутся по своим особым правилам. Ставка игры – общая для всех полей – претензия на навязывание легитимного видения социального мира, принципов восприятия, оценивания, выражения и деления социального мира. Агенты, действующие в поле, наделены постоянными диспозициями, усвоенными за время нахождения в нём. Однако позиции агентов должны рассматриваться только во взаимных отношениях. Принцип относительности – важнейший для понимания теории полей и всей концепции Пьера Бурдье. Агенты определяются через занимаемые ими в поле позиции, отличающиеся друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, специфической властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую надо заплатить, чтобы их занять. Поля прежде всего специфичны, в них происходят игры с призами и ставками совершенно различной природы. С другой стороны, поля гомологичны, т. е. структурно подобны: в каждом поле происходит борьба за обладание специфической формой капитала между доминирующими и подчиненными группами (классами).

Страницы: 1 2 3 4


Развитие общественной мысли в России середины XIX – начале XX веков
60-е годы XIX века, времена правления Александра III, начинаются великие реформы. Эти реформы были вынужденными, их диктовал ход экономического развития. Общество было почти готово к решительным действиям, что признавал даже новый царь Ал ...

Миграция в Санкт-Петербурге
По официальным статистическим данным, в 2005 году в Санкт-Петербург прибыло 43,5 тыс. чел., убыло 29 тыс. чел., то есть положительное сальдо миграции составило 14,5 тыс. чел. больше, чем в предыдущие годы: в 2004 году - 8,9 тыс. чел., в 2 ...

Исследование роли феминизма в России
Определить, что такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Не менее сложно определить, какие стороны феминизма могут быть соотнесены с российским контекстом. В постсоветских обществах су ...