SociologyBest

Основы социологии

Человек — существо общественное

Материалы » Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке » Человек — существо общественное

Человек — самое сложное существо во Вселенной, которое мы знаем. Будучи частью природы, человек в то же время оказывается избранной ее частью. Он наделен такими способности ми, которыми не обладает ни одно другое существо: речью, мышлением, способностью совершать сложнейшие коллективные действия и, наконец, создавать то, чего природа сама по себе никогда бы не создала. Весь наш современный мир целиком и полностью творение человеческих рук.

Еще два тысячелетия назад облик Земли был совершенно иным. И всего лишь два столетия назад он существенно отличался от современного.

Сегодня Земля — это в буквальном смысле дом человечества, созданный и обустроенный трудами множества предшествующих поколений, дом, возведенный из искусственных материалов, начиненный сложнейшей и умнейшей техникой и электроникой, предназначенный для жизни всех рас и народов, наций и государств, составляющих современное человечество.

Из всех мировых чудес человечество представляет собой самое большое чудо. С эволюционной точки зрения мы произошли от высших приматов — человекообразных обезьян. Но, глядя на братьев наших меньших, мы должны беспрерывно задаваться вопросом: как же нам удалось стать такими, какие мы есть?

Что вы знаете об эволюционной теории? Какие еще существуют сегодня теории происхождения человечества?

У этого чуда есть научное объяснение. Не прибегая к вмешательству различных потусторонних сил, мы можем объяснить собственное развитие и все наши достижения одним-единственным обстоятельством. Это обстоятельство — человеческое общество.

На начальных этапах своего развития человеческое существо отличалось от всех остальных животных тем, что не имело таких органов и строения тела, которые позволяли бы защищаться, добывать пищу, выдерживать колебания температур. Человек, лишенный мощных клыков, острых когтей, меховой шкуры, крыльев и еще многого другого, был самым слабым существом в природном мире. И он компенсировал свою слабость тем, что объединился в сообщество с себе подобными. А жизнь сообща требовала умения передавать и закреплять опытным путем полученные знания об окружающем мире. Так люди обрели язык как набор звуков, способных передавать определенные смыслы. Постоянно общаясь с помощью осмысленных звуков, разные человеческие сообщества создали свои языки. Внутри таких сообществ люди понимали друг друга и легко отличали «своих» от «чужих». Кроме того, регулярное пользование языком привело к развитию способности, которую можно назвать внутренней речью, т. е. общением с воображаемым собеседником. Умение вести внутренний диалог положило начало тому, что считается исключительно человеческой способностью, — развитию разума.

При всей очевидной значимости разума для определения человека как высшей формы жизни еще важнее то, что способность мыслить была использована человеком для преобразования природы в соответствии со своими потребностями. Именно целесообразная деятельность, в результате которой меняется окружающая среда, сама, в свою очередь, изменяющая человека, — вот что составляет самый главный «секрет» человеческого общества.

Итак, появление речи как способа передачи опыта, развитие разума (сознания) как внутренней речи и совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и поэтому преобразующая окружающую среду, — вот что составляет особую — общественную — человеческую природу. Это значит, что общество есть одновременно и условие возникновения человека, и результат его деятельности.


Использование социальных технологий на рынке труда Взаимозависимость образования и рынка труда. Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество. В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под возде ...

Природа имиджа как алгоритма духовной жизни общества
Основной целью данного раздела работы являлось описание возможной стартовой модели природы объекта, находящегося в фокусе анализаимиджа, чему и подчинена общая логика работы, подразумевавшая анализ социальных, психологических и личностных ...

Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом. Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы
Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личности нуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной ...