SociologyBest

Основы социологии

Формы общественного сознания
Страница 1

Материалы » Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке » Формы общественного сознания

И вот это общее сознание можно назвать общественным, поскольку оно содержит в себе наиболее общие, присущие всем членам данного общества формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру. Эти формы можно построить как последовательное восхождение от простых реакций на мир и вплоть до самых сложных способов его описания и даже умственного преобразования.

Самая первая известная нам форма общественного сознания это коллективные впечатления людей от совместной деятельности (например, охоты), передающие их эмоционально-чувственное отношение к миру. Такие впечатления индивидуализируются и передаются в форме примитивных изображений животных, людей, иногда вымышленных (фантастических) существ. Эти изображения в виде немногих сохранившихся наскальных рисунков есть не что иное, как самые ранние свидетельства зарождения такой формы общественного сознания, как искусство. Основная особенность этой формы — соединение впечатления (эмоции) от какого-либо события и ответного чувства (одобрения, страха и т. д.) в наглядном, полученном с помощью условных знаков (символов) изображении этого события.

Практически одновременно с этой формой общественного сознания в первичных человеческих сообществах вырабатывается следующая, более сложная. Она строится как эмоционально-доверительное отношение не только к отдельным событиям в жизни данного коллектива, но и к окружающей реальности в целом. В отличие от предыдущей формы здесь в ответ на полученные извне впечатления люди формируют не просто чувство (восторга, ужаса, отвращения и пр.), а устойчивое отношение доверия к тем силам и сущностям, которые, как полагают первобытные люди, управляют всем миром! Это эмоционально-доверительное отношение к миру образует такую форму общественного сознания, которая обозначается термином религия. Здесь так же, как и в искусстве, очень важную роль играют символы, с помощью которых люди передают друг другу и тем сверхъестественным силам, в существование которых они верят, свое отношение. И не случайно в большинстве известных нам религий графические и скульптурные изображения этих сил (богов) являются символическими представителями сверхъестественной реальности, вокруг которых строится религиозный культ со всеми ритуалами.

Следующая форма общественного сознания возникает как дальнейшее развитие и универсализация предыдущей. Сообщества людей, разделяющих веру в общий набор сверхъестественных сил, переносят религиозные (священные) правила (обязанности, запреты и разрешения на какую-либо деятельность) в повседневную жизнь. Здесь они руководствуются не непосредственными указаниями жрецов культа (священников), а выведенными из религиозных правил нормами и таким образом формируют доверительно-практическое отношение друг к другу и миру в целом. Практика общения по правилам закрепляет нормы, набор которых и образует такую форму общественного сознания, как мораль. Она выполняет роль регулятора человеческих отношений, являясь важнейшим компонентом процесса социализации.

По мере формирования разумной способности и такой собственно человеческой ее формы, как сознание, в человеческих сообществах начинает возникать новый тип отношения к окружающему миру. Первичные эмоции можно чувственно окрашивать, можно воспринимать их как информацию о сверхъестественном. Но можно попытаться подвергнуть их разумному анализу и сопоставить с окружающей реальностью. То есть прочитать наши эмоции как информацию о естественном, как таковом, о природе, в которой действует самый универсальный закон — причины и следствия. Это эмоционально-рассудочное отношение к миру порождает форму общественного сознания, которую принято обозначать понятием наука. Само это слово, происходящее от старославянского «наук», т. е. «навык» — привычка, умение что-то делать на основе многократного повторения, указывает на происхождение этой формы. Находить повторяющиеся в определенном порядке события и выяснять причины этих повторений, т. е. устанавливать закономерность, — в этом цель науки.

Какой пример закона о причинно-следственных связях можно привести? Постарайтесь дать примеры из технических, естественных и гуманитарных наук. В каких науках в большей степени заметно действие этого закона?

Эмоции как нейтральная информация о происходящем во внешнем мире составляют основу научного познания. Это познание в первую очередь на внешний — природный мир. И по нему оно не нуждается в добавлении чувственного компонента. Мы можем восхищаться звездным небом над головой, но нашу способность познавать управляющие им закономерности это нисколько не Нилит. Для ее усиления астрономы используют мощные телескопы и другие высокоточные приборы. Но когда мы направляем нашу познавательную способность на человеческий мир, на само общество, то мы не можем и не должны совершенно исключить наше отношение к тому, что мы видим. Наши чувства выступают здесь важнейшей информацией об обществе, позволяя нам ставить вопрос о справедливости. Подвергая разумному рассмотрению само понятие справедливости, выстраивая классификацию наиболее типичных случаев нарушения справедливости и процедуры ее восстановления, мы создаем такую форму общественного сознания, которая исходит из чувственно-рассудочного отношения к миру и определяется с помощью понятия право. Как мы выяснили раньше, эта форма общественного сознания является ключевой для подсистемы, отвечающей за общественную интеграцию.

Страницы: 1 2


Теория З.Фрейда
Одним из первых выделил механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носит ...

Революционная практика
Понятие "революционная практика" подводит нас к одному много трудному и широко оспариваемому понятию марксистской философии - к понятию "н а с и л и е". Характерно, что западные демократии испытывают негодование против ...

Социальные институты. Их основные виды, формы исторического развития
Социальные институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Социальный инсти ...