Пролетарская семья — «переходный» тип
В последней трети XIX века возник еще один тип семьи — пролетарский. Поначалу такая семья отличалась от крестьянской в одном пункте: она не являлась местом производства, хотя долго еще выполняла производственную функцию. Большинство рабочих либо имели собственную землю в деревне, либо были связаны с деревенскими родственниками и помогали им в страду. Многие держали скот, имели собственные огороды; почти все сами производили одежду, заготавливали топливо и продукты питания. Пролетарские семьи были преимущественно малыми. Однако супруги редко жили отдельно и самостоятельно, чаще — со взрослыми и женатыми детьми, престарелыми родителями или другими родственниками. Среди рабочих был распространен обычай сдавать комнаты, «углы» или койки постояльцам ради дополнительного дохода. Открытость, сращивание с посторонними жильцами сближало пролетарскую семью с крестьянской и отличало от семьи буржуазной. Рабочие любили открытость, ведь жить одним было тоскливо, скучно и непривычно. Близость с другими людьми давала ощущение теплоты и защищенности; к тому же в болезни и старости рабочие должны были опираться на свои силы, ибо социальная помощь со стороны государства отсутствовала. Жены и дети рабочих в большинстве случаев тоже работали, при этом на женщинах лежала вся домашняя работа. Ввиду длинного рабочего дня -10 часов и больше, они лишь в незначительной степени могли контролировать своих детей. Нередко до достижения подросткового возраста дети отправлялись в деревню. Также и при наступлении старости рабочие возвращались в деревню на покой. Процент семейных среди рабочих был намного ниже, чем среди крестьян. Откладывание брака порождало эмоционально-сексуальную неудовлетворенность, способствовало свободе нравов и развитию проституции.
Таким образом, в пореформенное время в семейной жизни всех классов происходили важные перемены. Кроме перечисленных можно отметить несколько других важных изменений. До середины XIX века в брак вступали, как правило, по прямому указанию родителей, с помощью сватовства, через помолвку и свадьбу с учетом семейных интересов. В последней трети XIX — начале XX века молодежь стала участвовать в выборе супруга, руководствуясь склонностями и другими личными соображениями. Одновременно цели контактов расширились: к поиску супруга добавились развлечение, эмоциональная связь, получение удовольствия и пр. Наконец, идея брака на всю жизнь стала подвергаться эрозии, появилась возможность замены партнера через развод в случае, если он злоупотреблял властью, не хранил верность, надолго уезжал, не исполнял супружеские обязанности. В наибольшей степени эти перемены затронули семьи высшего и среднего классов, в наименьшей — крестьян и городские низы (т. е. около 90% населения страны).
Нерыночный сектор экономики
Нерыночный сектор экономики представляет собой социальную сферу экономики.
Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируют ...
Концепции социальных изменений.
1. Теории линейного развития социальных систем.
Сторонники: К.Маркс, Конт, Спенсер, Энгельс и др. Дискутировался вопрос: « Какое изменение предпочтительнее? Революционное или эволюционное?»
Конт и Спенсер придерживаются теории эволюци ...
Конфликтный функционализм Георга Зиммеля
Конфликтный функционализм Георга Зиммеля большинство ученых относит к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс социальную структуру общества представил в виде госпо ...