SociologyBest

Основы социологии

Болонский процесс

Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса.

Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. В основу Болонского процесса легла Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года.

Россия является страной, подписавшей Болонскую декларацию. Но образование в России существенным образом отличается от образования западного образца во многих моментах:

1) Средняя ступень образования, которой не существует аналогов. На Западе существует неуниверситетское высшее образование, но там в учебные заведения этого уровня принимают лишь тех, кто имеет полное среднее образование. В России же туда могут поступить выпускники и девятых, и одиннадцатых классов. Для того чтобы наше среднее профессиональное образование тоже имело право называться неуниверситетским высшим, нужно должны прекратить прием в техникумы и колледжи лиц, не окончивших полную среднюю школу.

2) Наличие аспирантуры и докторантуры. Если аспирантура - это аналог западного post gradient, то от докторантуры, следуя концепции Болонского процесса, следует отказаться.

Если произойдёт переход на двухступенчатую подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавр, магистр), то основным, массовым выпускником ВУЗа будет бакалавр. Отсюда вытекают и требования к выпускнику: он должен в значительно большей степени, чем нынешний выпускник, быть ориентирован на практическую деятельность. А это возможно только за счет уменьшения или гуманитарно-социального, или естественнонаучного блока. То есть высшее образование первой ступени станет массовым, общедоступным и придётся поступиться его фундаментальностью и перенести часть этой фундаментальности в магистратуру. Магистратура будет выступать в качестве элитного образования. Практически ни один ВУЗ не сможет реализовывать такого многообразия образовательных программ, готовя бакалавра и по направлению, и по специальности. На это не хватит финансов.

Если будет введена система зачетных единиц, или, как их иногда называют, кредитов, то это приведёт к коренной ломке, по крайней мере, в двух плоскостях. Во-первых, придется менять структуру всех ныне существующих стандартов. Во-вторых - всю нормативную базу, касающуюся законов не об образовании, а о труде. Потому что, если выбирать предметы для изучения станут сами студенты, придётся каждый год формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. ВУЗу уже не понадобится столько штатных преподавателей, как сегодня. Преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовывать в данном году большинство студентов. Это модельное образование более дорогое, потому что оно более индивидуальное.

Переход на двухступенчатую систему высшего профессионального образования потребует перелицензирования всех высших учебных заведений, выработки новых критериев реализации бакалаврских и магистерских программ, расчета конкретной стоимости подготовки бакалавров и магистров по различным направлениям подготовки, организации реального конкурсного (а не только за плату) отбора на магистерскую подготовку с предоставлением равных прав выпускникам других вузов, определения необходимого объема подготовки магистров.


Парадигма, метатеория и метасоциология
Парадигма - термин, введенный американским историком науки и философии Куном. Под парадигмой Кун понимал "признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем ...

Социальная динамика
Каждая формация составляет ступень в прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступательные ступени в развитии человеческого общес ...

Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении
Как реакция на «советскую эмансипацию» в середине 1970-х годов в СССР началось возрождение феминизма. Часть жительниц крупных, прежде всего столичных, городов были вовлечены в правозащитную деятельность. Они выполняли и в ней не столько р ...