Социальное проектирование и социально-инженерная деятельность. Социальные
технологииСтраница 2
Возможность технологизировать различные виды деятельности, которые ранее были недоступны технологизации, появилась в связи с расширением прикладных функций научного знания. Благодаря этому получили распространение такие термины, как "технология управления", "технология общения", "социальная технология". Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе и личностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть "всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования — от высших органов власти до специфических социальных институтов".
Признание возможности технологизировать социальную деятельность предполагает более подробное выяснение того, что такое технологизация и технология, какие черты им присуши. Уже с древних времен технология означала искусство, мастерство, умение. Будучи "мостом от идей к реальности", она, подобно инженерной деятельности, видоизменялась на различных этапах общественного развития. Основные черты технологизации: массовость, строгая воспроизводимость результатов, канонизация принципов, стандартизация рецептуры. Обращают также внимание на такие критерии эффективности разработанной технологии, как простота (она не должна быть излишне усложненной), гибкость (приспособляемость к меняющейся обстановке), надежность (наличие дублирующего механизма), экономичность, удобство в эксплуатации (удобно для людей, которым придется с ней работать).
Социальное проектирование и социальные технологии — необходимые условия осуществления социально-инженерной деятельности. В последней часто совмещаются все или некоторые функции, которые в инженерно-технической деятельности разнесены. Практика развития последней связана с функционированием многих специализированных научно-проектных организаций, где разрабатываются проекты и новые технологии.
Социально-инженерная деятельность, масштабы развития которой еще незначительны, не обеспечена специализированным проектированием и отработанными технологиями. Это сказывается и на том, как ее определяют. Так, например, указывают на то, что она существует в двух формах: 1) в виде программы, содержащей процедуры и операции (способы и средства деятельности); 2) в виде самой деятельности, построенной в соответствии с данной программой. Социально-инженерную деятельность понимают и более широко, включая в нее социальное проектирование и конструирование, а также организационно-технологическую деятель ность. В перспективе по мере расширения масштабов социально-инженерной деятельности социальное проектирование и социально-технологическая деятельность будут вычленяться в самостоятельные специализированные виду научно-практической деятельности, создающие предпосылки для социальной инженерии.
Важным звеном в цепочке "научное знание — проектирование — технологизация — инженерная деятельность" являются социальные показатели. Уже на стадии социального проектирования значимость последних обнаруживается совершенно определенно. Действительно, для того, чтобы проектировать образ будущего, определить то общественное состояние, которого хотим достичь, следует исходить из "нормального, должного" состояния. Проектирование перебрасывает мостик от имеющегося состояния (выявляемого в процессе изучения и постановки "диагноза") к желаемому. Однако цель, которая проектируется как образ будущего, не есть желаемое должное. Она есть лишь некоторое приближение к желаемому, обусловленное имеющимся реальным состоянием. Социальные показатели — это и есть качественно-количественные характеристики объекта, свидетельствующие о степени приближения объекта к должному, нормальному. Использование социальных показателей — одна из важнейших составляющих социально-инженерной деятельности.
Социокультурный процесс и его динамика
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Кул ...
Республиканская программа «Молодежь
Беларуси» на 2006 – 2010 годы. Направления реализации программы
Основной целью республиканской программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационн ...
Жизненный путь ученого
Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г.Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора с ...