SociologyBest

Основы социологии

Социальное проектирование и социально-инженерная деятельность. Социальные технологии
Страница 2

Материалы » Социально-инженерная деятельность » Социальное проектирование и социально-инженерная деятельность. Социальные технологии

Возможность технологизировать различные виды деятельности, которые ранее были недоступны технологизации, появилась в связи с расширением прикладных функций научного знания. Благодаря этому получили распространение такие термины, как "технология управления", "технология общения", "социальная технология". Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе и личностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть "всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования — от высших органов власти до специфических социальных институтов".

Признание возможности технологизировать социальную деятельность предполагает более подробное выяснение того, что такое технологизация и технология, какие черты им присуши. Уже с древних времен технология означала искусство, мастерство, умение. Будучи "мостом от идей к реальности", она, подобно инженерной деятельности, видоизменялась на различных этапах общественного развития. Основные черты технологизации: массовость, строгая воспроизводимость результатов, канонизация принципов, стандартизация рецептуры. Обращают также внимание на такие критерии эффективности разработанной технологии, как простота (она не должна быть излишне усложненной), гибкость (приспособляемость к меняющейся обстановке), надежность (наличие дублирующего механизма), экономичность, удобство в эксплуатации (удобно для людей, которым придется с ней работать).

Социальное проектирование и социальные технологии — необходимые условия осуществления социально-инженерной деятельности. В последней часто совмещаются все или некоторые функции, которые в инженерно-технической деятельности разнесены. Практика развития последней связана с функционированием многих специализированных научно-проектных организаций, где разрабатываются проекты и новые технологии.

Социально-инженерная деятельность, масштабы развития которой еще незначительны, не обеспечена специализированным проектированием и отработанными технологиями. Это сказывается и на том, как ее определяют. Так, например, указывают на то, что она существует в двух формах: 1) в виде программы, содержащей процедуры и операции (способы и средства деятельности); 2) в виде самой деятельности, построенной в соответствии с данной программой. Социально-инженерную деятельность понимают и более широко, включая в нее социальное проектирование и конструирование, а также организационно-технологическую деятель ность. В перспективе по мере расширения масштабов социально-инженерной деятельности социальное проектирование и социально-технологическая деятельность будут вычленяться в самостоятельные специализированные виду научно-практической деятельности, создающие предпосылки для социальной инженерии.

Важным звеном в цепочке "научное знание — проектирование — технологизация — инженерная деятельность" являются социальные показатели. Уже на стадии социального проектирования значимость последних обнаруживается совершенно определенно. Действительно, для того, чтобы проектировать образ будущего, определить то общественное состояние, которого хотим достичь, следует исходить из "нормального, должного" состояния. Проектирование перебрасывает мостик от имеющегося состояния (выявляемого в процессе изучения и постановки "диагноза") к желаемому. Однако цель, которая проектируется как образ будущего, не есть желаемое должное. Она есть лишь некоторое приближение к желаемому, обусловленное имеющимся реальным состоянием. Социальные показатели — это и есть качественно-количественные характеристики объекта, свидетельствующие о степени приближения объекта к должному, нормальному. Использование социальных показателей — одна из важнейших составляющих социально-инженерной деятельности.

Страницы: 1 2 


Основные социологические теории
1. Ролевая теория - анализ взаимодействий представленных как исполнение заданных обществом ролей. Социальный статус – ранг, позиция, положение индивида в обществе. Выделяют предписанные (приобретается по факту рождения или происхождения) ...

Воспитание и развитие детей на примере семейного детского дома «Китеж»
Семейный детский дом «Китеж» – довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.), где отмечалось ...

Применение психологических технологий в практике социальной работы
Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются и в п ...