Психологические теории, применяемые при работе с клиентами
Психодинамическая практика базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между пациентом и врачом. Вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивались, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее З. Фрейд приходит к заключению, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и они могут мешать или помогать решению проблем пациента.
Поведенческая практика работы с клиентом отличается от других типов терапии, в ее основе лежит поведение, а чувства и мысли клиента, даже несмотря на эмоциональный фон, вторичны. Поведенческая терапия направлена на обучение клиентов позитивным моделям поведения.
Р. Дастин (R. Dustin) и Р. Джордже (R. George) выделяют такие основные принципы поведенческой терапии.
1. В центре внимания терапевта - поведение клиента.
2. Концептуализация терапевтических поведенческих целей.
3. Развитие процедуры лечения, построенной на поведенческих проблемах клиента.
4. Объективная оценка терапевтических целей, выполненных в процессе лечения.
Поведенческая терапия позволяет не только рефлексировать, но и измерять изменения, происходящие с клиентом, обеспечивать продвижение клиента к поставленным целям. В этой связи поведенческая терапия дает возможность клиентам:
- изменять поведение;
- включаться в процесс принятия решения;
- предотвращать возможные проблемы, формировать необходимое поведение.
Личностно-ориентированная терапия направлена на самоактуализацию клиента, осознание им своего отношения к самому себе, к окружающему миру, своему поведению. Она развивает творческий потенциал личности, ее способность к самоусовершенствованию.
В основе ее лежит понимание, что люди способны решить любые конфликты, но они ограничены в знании о самих себе. Конфликты возникают в результате несоответствия собственного организмического оценочного процесса с оценочной ценностной позицией окружающей среды.
Клиенты способны преодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта, сформировать о себе представления как о полноценно функционирующей личности, самоактуализирующемся индивиде, если терапевт обладает необходимыми личностными качествами. Создание атмосферы отношений с клиентом - одно из главных условий терапевтического процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичь самоактуализации, решить конфликт, приобрести положительные ценности, увеличить тенденцию положительного личностного роста.
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели три вида психологических теорий, которые частично могут быть применены в практике социальной работы: психодинамический, поведенческий и личностно-ориентированный подходы.
Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на
трудоустройство
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма ...
Эволюционистская социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все ...
Демография Новосибирска
Статистика знает все. Профессор Новосибирской государственной академии экономики и управления, кандидат экономических наук Лия Харченко знает все о демографии Новосибирска. В нашем городе она - один из ведущих специалистов, занимающихся в ...