Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на
трудоустройствоСтраница 1
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма затруднительно.
Обратившихся в поиске работы граждан распределяют на три группы:
1) граждане, трудоустройство которых возможно в короткие сроки;
2) лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, трудоустройство которых потребует некоторого времени;
3) лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые приступить к работе немедленно.
Мотивация к трудоустройству – это причины, побуждающие человека работать или искать работу (удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру, самореализоваться, приобрести определённый социальный статус и др.). Таким образом, очевидно, что безработный со сниженной мотивацией не предполагает, что какие-либо его потребности могут быть удовлетворены в труде [24, с. 43].
Основными критериями, определяющими у человека стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым или смежным профессиям. При этом важной является реальная оценка гражданином своих возможностей в вопросах трудоустройства. Для определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета клиента», вопросы которой позволяют в значительной мере определить отношение клиентов к трудоустройству и занятости.
Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями, просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в Центр занятости не только в назначенные дни, осуществляют самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.
Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удалённость от места проживания, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, идут на встречу с работодателем в последний день и т.п. В таких случаях необходима коррекционная работа с безработными гражданами [18, с. 50].
Социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей клиента социальной работы, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Объектами коррекционной работы в данном случае являются безработные граждане, имеющие пассивную позицию в поиске работы. Деятельность специалиста по социальной работе в данной ситуации направлена на изменение установки пассивного ожидания подходящей работы, на установку активного поиска приемлемого для себя занятия.
Социальная коррекция реализуется в рамках следующих последовательно реализуемых направлений.
1. Восстановление – это воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
2. Компенсирование – это усиление тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченные в результате какого-либо нарушения.
3. Стимулирование – это активизация положительных качеств социального объекта, формирующих положительные ценностные ориентации, установки и положительный психоэмоциональный фон.
4. Исправление – замена отрицательных качеств социального объекта на положительные.
Социальная коррекция включает в себя тренинги, индивидуальную и групповую терапию [22, с. 186].
В процессе тренинговых занятий безработные граждане проигрывают и анализируют различные модели поведения и выходят на модель конструктивного общения в сложных ситуациях, в ситуациях ведения переговоров с работодателями. Кроме того, на занятиях отрабатываются навыки общения и способы самопредложения в реальном взаимодействии. Приобретённые навыки общения позволяют грамотно и эффективно общаться с работодателями, умело искать работу, достойно держаться в сложных ситуациях.
Характеристики малой группы
Так что же такое малая социальная группа? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде необходимо определить, что такое социальная группа вообще и в чем отличие малой социальной группы от большой.
Социальная группа
есть совокупность индивидов, ...
Гендерная философия и феминизм сегодня
Проблема женского как философская проблема сегодня ставится как в рамках традиционных разновидностей феминизма, так и на основе так называемого гендерного подхода к проблемам пола, определяющего все различия социально сконструированными, ...
Групповые общности. Виды социальных групп
Социальная группа
Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам (по А. Кравченко). Социально значимым считается признак, который оказывает существенное влияние на социальное поведение индивида и форми ...