Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства
Создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.
В Беларуси - 1 млн. 580 тыс. семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Среди них преобладают семьи с одним ребенком (59%). Двоих детей имеют 35% семей, троих и более - 6%. В республике насчитывается 355 тыс. неполных семей, из которых 337 тыс. возглавляют мамы.
В 2001-2005 годах в Беларуси планомерно реализовывались меры, направленные на усиление социальной поддержки семей с детьми. Основные формы государственной помощи - денежные выплаты семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям, социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг). По словам собеседницы, система помощи семьям с детьми постоянно совершенствуется.
В соответствии с законом "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в Беларуси осуществляется целенаправленная материальная поддержка семей с детьми. В республике действует разветвленная система детских пособий - 10 видов.
В нашей стране семьи имеют право на единовременные и ежемесячные пособия. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно среднедушевого совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет - с учетом этого дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.
Размеры детских пособий пересматриваются четыре раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. В результате такого пересмотра за прошедшие 5 лет пособия увеличились более чем в 9 раз, а в 2005 году - на 17%.
Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получают 559,8 тыс. детей (28% от их общего количества). С 1 мая по 31 июля нынешнего года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет составляет Br105 тыс. 630, старше 3 лет - Br48 тыс. 750. Единовременное пособие в связи с рождением первого и второго ребенка достигает Br325 тыс. При рождении третьего и последующих детей белорусские семьи с мая получают единовременное пособие в размере Br487 тыс. 500. А единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, при рождении первого и второго ребенка составляет Br162 тыс. 500, при рождении третьего и последующих детей - Br243 тыс. 750.
С 1 января 2005 года в соответствии с указом главы государства при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума (БПМ). С этой же даты по решению правительства увеличена денежная компенсация при рождении близнецов - с 4 базовых величин до 2 бюджетов прожиточного минимума.
На усиление государственной поддержки семей в очень ответственный период жизни (воспитания малолетнего ребенка) направлен указ президента, которым с февраля 2006 года установлен единый размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий матерей (как работающих, так и не работающих) в размере, равном 65% БПМ.
В системе материальной помощи семьям немаловажное место занимают налоговые льготы. В соответствии с законодательством подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере 2 базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице, а также по питанию детей. Уже в нынешнем году планируется пересмотреть порядок обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Это касается в первую очередь отмены категориального подхода. Вместо трех категорий семей (многодетных, неполных и семей, в которых оба родителя студенты) право обращения за получением бесплатного питания предполагается предоставить всем семьям, но с учетом уровня их доходов. В настоящее время критерий нуждаемости, дающий право на получение бесплатного детского питания, составляет 20% минимального потребительского бюджета. В перспективе планку нуждаемости предполагается поднять до 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Реализация данных мер позволит расширить контингент получателей такого вида помощи, обеспечить адресность при ее назначении.
Все малыши в возрасте до 3 лет по рецептам врачей бесплатно обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами. В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты - право на 50-процентную скидку со стоимости проезда. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% совокупного дохода семьи.
В республике за 2001-2005 годы адресная социальная помощь была оказана более 420,7 тыс. человек. 94,5% получателей такой помощи - семьи с несовершеннолетними детьми, из которых 23,6% составляют многодетные и 58,4% - неполные.
По данным переписи 1999 года, в Беларуси 89,4 тыс. семей воспитывают троих и более детей. Отнесение семей к категории многодетных обусловливает предоставление им дополнительных социальных льгот. В 2004-2005 годах президентом и правительством принят ряд нормативных документов по решению жилищных проблем многодетных семей, выделению им льготных кредитов при строительстве жилья, оказанию финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам.
Исключительно важным этапом в формировании государственной социальной политики в области защиты детства явилась реализация президентской программы "Дети Беларуси" на 2001-2005 годы. Особое внимание уделялось развитию системы соцобслуживания семьи и детей. Специалисты территориальных центров социального обслуживания населения выявляют потребности конкретных семей и детей в различных видах социальной помощи, осуществляют патронаж социально неблагополучных семей и детей, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проходит консультирование по вопросам самообеспечения семей, реализации предусмотренных законодательством льгот, компенсаций и других выплат.
В перспективе планируется повышение качества жизни семей с детьми, в том числе через усиление государственной поддержки при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья, в первую очередь молодых семей. Предусматривается, что с 1 января 2008 года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет установлен на уровне 80% БПМ, а с 1 января 2009 года составит 100% БПМ. Будет усовершенствовано оказание социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи. Предусматриваются меры по повышению ответственности родителей за воспитание детей, стимулированию изменения ролевых функций (для более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении семейных обязанностей).
Реализация намеченных мер будет осуществляться в рамках подпрограммы "Социальная защита семьи и детей" президентской программы "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы и подпрограммы "Стимулирование рождаемости и укрепление семьи" Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Проекты данных программ находятся на рассмотрении главы государства.
Защита и семей и детства в Республике Беларусь осуществляется согласно государственным программам и программам каждого отдельного региона, района либо области Республики Беларусь. Так, к примеру, рассмотрим мероприятия по социальной защите в Гомельской области Лельчицкого района.
Приоритетными направлениями в области социальной защиты населения, как и в целом по республике в районе является улучшение его социального положения, создание благоприятных условий для реализации прав и полноценного участия в жизни общества, обеспечение социально-экономической поддержки семьи материнства и детства.
Динамичное развитие системы социальной защиты населения позволило решать самые острые социальные проблемы: бедность, малообеспеченность, одиночество, насилие в семье и другие.
В районе реализуются социальные программы, которые охватывают практически все категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Лельчицком районе до 2010 года, районная программа по социальной поддержке пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, президентская программа "Дети Беларуси" и другие.
Проблемы социальной защиты населения находятся в центре внимания органов власти, решаются во взаимодействии со всеми заинтересованными службами.
В районе создан банк данных всех категорий населения, нуждающихся в социальной защите: на учете состоит 9122 получателя пенсий и пособий, 113 участников ВОВ, 53 инвалида ВОВ, 40 семей погибших воинов, 213 узников концлагерей, 786 инвалидов, 113 детей-инвалидов, 102 участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 658 одиноких и 1602 одинокопроживающих пожилых людей.
Всем им обеспечивается своевременный перерасчет и выплата пенсий и пособий, предоставляются льготы, предусмотренные законодательством.
В районе проживает 645 многодетных семей, в которых воспитывается 1976 несовершеннолетних детей. В 2004 году открыт территориальный центр социального обслуживания населения. Центром проводится работа с многодетными, неполными, неблагополучными семьями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, семьями, воспитывающие детей-инвалидов, гражданами пенсионного возраста, путем оказания им своевременной и квалифицированной психологической, юридической, экономической, реабилитационной и иной помощи.
Работает проект по временной занятости детей с ограниченными возможностями: осуществляют деятельность в трудовых мастерских по изготовлению сувенирной продукции, что дает дополнительную прибавку к пенсии; предоставляется 83 вида социально-бытовых услуг пенсионерам по социально-низким ценам; оказывается адресная социальная и гуманитарная помощь; работает тренажерный зал, созданы условия для того, чтобы пожилые граждане, дети с ограниченными возможностями могли вести здоровый образ жизни, следить за красотой своего тела.
Внедряются новые формы обслуживания граждан. Развернута работа филиала Центра в агрогородке н.п.Глушковичи.
С целью повышения эффективности медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста 2 участковые больницы перепрофилированы в больницы сестринского ухода, в которые помещены 30 престарелых граждан. Совершенствуется медицинское обслуживание пожилых людей, ведется их диспансерный учет, профилактические осмотры, выделяются путевки для санаторно-курортного лечения. Жители отдаленных и малонаселенных пунктов через дома социальных услуг, автолавки предоставляются медицинские, торговые и бытовые услуги.
Минувший 2006 год указом главы государства был объявлен Годом матери. Нынешний 2007-й – Годом ребенка. Рассмотрим, что сделано и делается по улучшению охраны материнства и детства, в частности, в Минске.
В столице вопросы социальной защиты семьи, в первую очередь женщин, детей, матерей, воспитывающих детей-инвалидов, находятся под особым контролем. Пособия получают 62674 семьи. Количество адресатов по сравнению с 2005 годом увеличилось на 6,3%. В минувшем году за счет бюджета города матерям ежемесячно производилась выплата по уходу за ребенком до одного года (59670 руб.) и единовременное пособие в связи с рождением второго ребенка (170500 руб.). Материальную поддержку на сумму 8,8 млрд. руб. получили 31203 семьи минчан.
Многодетным семьям оказывается помощь для оплаты технического обслуживания жилья и коммунальных услуг. Семьям, воспитывающим 4 несовершеннолетних детей, – 25% бюджета прожиточного минимума, 5 и более – 50% БПМ. Всего на эти цели израсходовано 325,5 млн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.
Как показывает практика, сегодня на рынке труда существует женская дискриминация. На учете в службе занятости города состоят 4900 безработных, 65% из них – женщины. Особенно тяжело устроиться на достойно оплачиваемую работу матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей. Проблема еще и в том, что структура народного хозяйства столицы в основном ориентирована на мужской труд. Но со временем ситуация изменится: в разрабатываемых мероприятиях по обеспечению занятости населения основное внимание уделяется трудоустройству женщин. Только в прошлом году порядка 150 из них получили субсидии на организацию собственного дела.
За три последних года в Минске увеличился уровень рождаемости. В 2006 году показатель составил 9,98% на тысячу населения. На наш взгляд, это связано с многочисленными программами, направленными на охрану материнства и детства, с укреплением материально-технической базы учреждений здравоохранения. Прежде всего – женских консультаций, родильных домов. В некоторых поликлиниках и роддоме № 2 созданы перинатальные центры, позволяющие контролировать внутриутробное развитие плода. А в скором будущем планируется открыть еще три подобных центра.
86% столичных школьников получают горячее питание, в том числе льготное и за счет дотаций из бюджета. А это, на наш взгляд, большое достижение. Перекус на ходу или сухой паек негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения. В городе также открыты 72 школьных кафе, где ребята могут провести досуг, пообщаться с друзьями и сверстниками, отметить праздники.
В каждой школе или на территории районов есть спортивные площадки, катки, лыже-роллерные трассы. Спортивный инвентарь детям выдают бесплатно. На базе внешкольных учреждений расширилась сеть семейных клубов. Родительские собрания начали проводить с применением новых технологий. В этом году состоялись две интернет-конференции для пап и мам. Участие в них приняли специалисты, представители всех заинтересованных служб столицы. Кроме того, мы планируем выйти с предложением поощрять морально и материально работающих на производстве матерей, воспитывающих здоровых, одаренных детей.
Многодетные семьи имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий. Им предоставляются государственная поддержка в виде льготных банковских кредитов в размере 95% от стоимости строящегося или приобретаемого жилья и 5-процентная одноразовая безвозмездная субсидия. Кредит выделяется на 40 лет под 3% годовых. Семьям, имеющим 3 несовершеннолетних детей, после завершения строительства оказывается финансовая поддержка в погашении кредита – 30% от стоимости жилья, 4 детей – 50%, а 5 и более – 100%. Подобным образом в прошлом году жилищные условия улучшили 1400 многодетных семей столицы. Еще 900 семей строят квартиры.
Таким образом, достигнутые успехи в экономической, социальной, научной и иных сферах Беларуси внушительны и неопровержимы. Все, что сделано в стране в целях комплексного и гармоничного развития, осуществлялось посредством принятия нормативных правовых актов в той или иной сфере. Только посредством права поддерживалась стабильная деятельность государственных органов, организаций всех форм собственности, дисциплина субъектов хозяйствования, осуществлялось научное и культурное развитие общества, укреплялся правопорядок и осуществлялось правосудие.
Четкие, иногда жесткие, порой бюрократические, но обязательные для исполнения нормы правовых актов не позволили стране отклониться от избранного пути развития, позволили поддерживать необходимую демократическую законность и обеспечить безопасность в государстве. В соответствии с Концепцией совершенствования законодательства, утвержденной указом главы государства, последовательно, на плановой основе осуществлялись разработки и принятие законов. С учетом требований времени принимались нормативные правовые акты Президента, постановления правительства, позволявшие оперативно реагировать на те или иные возникающие вопросы.
Подводя итоги законотворческому процессу в республике за последнее время, можно смело утверждать: в стране создана эффективная правовая база, позволяющая последовательно строить демократическое правовое государство.
В Республике Беларусь за последнее время приняты или существенно доработаны значительное число кодексов и законов в области государственного строительства, в том числе Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс о браке и семье. Реализована утвержденная Президентом Республики Беларусь Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 2004—2005 гг., разработана новая программа, позволяющая комплексно бороться с этим явлением. В целях совершенствования механизма противодействия терроризму, коррупционным проявлениям, распространению наркотиков принят целый ряд нормативных правовых актов. В нашей стране впервые в мировой практике приняты нормативные акты главы государства по активизации борьбы с торговлей людьми, создающие правовые и организационные основы обеспечения защиты лиц, пострадавших от преступной деятельности, связанной с торговлей людьми. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН об уголовной ответственности за коррупцию и "Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию".
Поскольку Республика Беларусь является социальным государством, то в приоритетном порядке у нас развивалось законодательство, гарантирующее социальные права граждан. Так, Президентом страны утверждены и реализуются программа "Дети Беларуси", Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей, Государственная программа по предупреждению инвалидности, Республиканская программа "Молодежь Беларуси", Программа развития туризма в Республике Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 октября 2005 года установлены ежемесячные доплаты к социальным пенсиям, в том же месяце принят Указ "О некоторых вопросах доплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты". Он обеспечивает совершенствование порядка уплаты обязательных страховых взносов и деятельности Фонда социальной защиты. Предполагается ввести пенсионное страхование лиц, занятых в неблагоприятных условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.
Проводилась целенаправленная работа по реализации конституционного принципа поддержки и защиты семьи, детства и материнства. Преимущественное внимание государство уделяло многодетным семьям. Их особый статус закреплен в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. В целях государственной поддержки многодетных семей в марте 2004 года Президентом страны принят ряд решений, предоставляющих им преимущества при получении и погашении льготных кредитов (повышен максимальный размер льготного кредита до 95 процентов, увеличен срок его погашения). Одновременно многодетным семьям предоставлено право внеочередного включения в списки льготного кредитования, а также право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Такое же право предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В марте 2002 года принята новая редакция Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", которым усовершенствован порядок и условия выплаты указанных пособий. Указом Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 года № 505 увеличены пособия в связи с рождением ребенка, выплачиваемые единовременно при рождении третьего и последующих детей. В феврале 2006 года указом главы государства увеличены размеры пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет отдельным категориям женщин.
Принят Закон Республики Беларусь "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором определены гарантии для этой категории граждан.
По поручению Президента Республики Беларусь Министерством юстиции внесен целый ряд изменений в действующие кодексы и законы в целях повышения ответственности родителей, бросивших своих детей.
Принят целый ряд нормативных правовых актов в жилищной сфере. При помощи правовых актов решены вопросы льготного предоставления кредита при получении первого высшего образования на платной основе, для приобретения домашнего имущества и товаров первой необходимости выпускникам средних и высших учебных заведений. Правовыми актами установлены гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, поддержка талантливой молодежи, развитие студотрядовского движения и многие иные.
В трудовой сфере правовыми актами Президента установлены дополнительные меры по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, а в области здравоохранения урегулированы вопросы оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи, определены порядок формирования цен на лекарственные средства, меры материального стимулирования отдельных категорий врачей.
Право активно помогало укреплять и развивать культуру и другие сферы жизни общества.
Однако деятельность государства по укреплению социальных основ не завершается. По инициативе Президента страны готовится комплексный правовой акт главы государства по совершенствованию механизма возмещения расходов государства на содержание детей родителями, бросившими своих детей, в том числе повышение оперативности их взыскания, обеспечения родителей, бросивших своих детей и находящихся в ЛТП или ИТУ, работой.
Оценки выпускниками вузов возможностей профессиональной реализации в
пространстве закрытого административно-территориального образования (на
примере г. Снежногорск). Общие сведения об исследовании
С целью выявления оценок выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск) нами было проведено социологическое исследование.
...
Здравоохранение.
За период с 2005 по 2008 год в республике отмечалось улучшение демографической ситуации. Показатель рождаемости увеличился на 12 процентов с 10,5 в 2005 года до 11,8 на 1000 населения в 2007 году (по Российской Федерации – 11,3, по Привол ...
Потребительский бюджет человека и семьи.
Потребительским бюджетом называют таблицу, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи, на основании чего формируется суждение о соответствии доходов и расходов, делаются выводы о необходимости их изменения в ту ...