SociologyBest

Основы социологии

Характеристика методов и форм управления коммуникативными конфликтами
Страница 3

Материалы » Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе » Характеристика методов и форм управления коммуникативными конфликтами

– инвективному,

– куртуазному,

– рационально-эвристическому.

В качестве единого принципа типологии здесь используется особенность аффективного поведения, которую использует языковая личность для снятия фрустрации [23, с. 5].

1. Инвективная стратегия конфликтного поведения демонстрирует пониженную знаковость: коммуникативные проявления здесь выступают отражением эмоционально-биологических реакций и выливаются в аффективную разрядку в форме брани, ругани (инвективы).

2. Куртуазная стратегия, наоборот, отличается повышенной семиотичностью речевого поведения, обусловленного тяготением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия. В качестве крайней формы аффекта в этом случае предпочтение отдается плачу.

3. Рационально-эвристическая стратегия речевого поведения в ситуации конфликта опирается на рассудочность, здравомыслие. Этот тип разрядки тяготеет к смеху, как аффективной реакции. Негативные эмоции в этом случае выражаются косвенным, непрямым образом [23, с. 6].

Речевая стратегия выбирается говорящим бессознательно. Конфликтное поведение как лакмусовая бумажка проявляет своеобразие языковой личности.

По мнению М.В. Муравьевой, чтобы достигать коммуникативных целей, играть коммуникативные роли, то есть управлять коммуникативными конфликтами, социальному работнику необходимы конкретные знания, навыки и умения. Эти знания в совокупности составляют понятие коммуникативной компетенции (или коммуникативного опыта) [19, с. 46].

Составляющими коммуникативного опыта считают совокупность представлений о путях и способах, действиях и инструментах обеспечения кооперации в общении, достижения коммуникативной цели (или некой совокупности подобных целей), реализации выбранной коммуникативной роли. Эту совокупность М.В. Муравьева называет коммуникативной компетенцией, а наличие такого опыта у конкретной личности – коммуникативной компетентностью.

Коммуникативная компетентность является необходимым условием преодоления возможных конфликтов между участниками общения [19, с. 47].

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний. Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение.

В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение ею – важнейший признак профессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельность связана с общением.

Согласно этому можно выделить ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника, которого можно назвать гуманитарием практического действия.

Эти характеристики называют коммуникативной профессиограммой, что, по сути, является системой квалификационных требований, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы. Специалист в этой области должен: знать речевой этикет и уметь его использовать; организовать требуемый вид общения и управлять им; анализировать предмет общения, его цели и задачи; корректно ставить вопросы и точно на них отвечать; уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры; уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их; иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов; владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы; уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; знать служебный этикет и уметь его использовать; уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Страницы: 1 2 3 4


Безработные
6,1% - безработные или 4,5 миллиона человек. Учтенная безработность – 1,5 млн. в среднем. Называют наиболее уязвимые отрасли производства – финансы и кредит, строительство, розничная торговля и сфера услуг. Внутренняя структура безрабо ...

Общество. Общественное сознание
Познание современного глобального мира — интересная, важная и трудная задача. Интересная — потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждому из нас. И чем больше мы о них узнаем, тем полнее и разнообразнее смо ...

Семья и её основные функции
1.1. Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и ...