SociologyBest

Основы социологии

Анализ социальной литературы по теме исследования курсовой работы показал, что конфликтологическая социология не представляет собой монолитного единства в теоретическом отношении, представлена разноплановыми учениями многочисленных авторов, в том числе и в исследовании коммуникативных конфликтов.

1) Теоретическое обоснование необходимости теории конфликтов в социальной работе содержится в теориях конфликтного функционализма Г. Зиммеля и Л. Козера, концепции диалектического конфликта Р. Даренфорфа.

В особом ряду стоят исследования Дж. Тернера, скрупулезно сопоставившего друг с другом основные конфликтологические теории, четко зафиксировавшего их принципиальные отличия и определившего их общее содержание.

2) В настоящее время в отечественной психологической науке заметно возрос интерес к проблемам межличностных конфликтов; идет интенсивное накопление эмпирических данных, на основании которых формируется понятийный аппарат изучаемого явления. Отечественные исследователи изучают закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности.

В отечественной психологии также исследуются конфликты в различных видах деятельности и сферах отношений, в том числе и социальной работе.

3) Несомненный интерес представили социально-психологические исследования конфликтов Н.В. Гришиной, С.М. Емельянова, М.В. Меткина, которыми предложены не только типология конфликтов, но и социально-психологические технологии управления конфликтами в социальной работе.

В результате анализа отечественной и зарубежной литературы было выявлено, что коммуникативный конфликт – это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения.

Причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных целей или коммуникативных ролей адресанта и адресата.

Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что его участники никогда – или почти никогда – не осознают ни предмета, ни объекта конфликта; отражение конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальному положению.

Таким образом, сами субъекты создают конфликты в общении и, следовательно, сами могут его избегать или устранять.

Управление коммуникативным конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными социально-психологическими законами воздействие на его динамику. Очень важен конструктивный аспект управления конфликтами, для этого социальному работнику необходимо знание социально-психологических технологий.

На уровне непосредственного осуществления социальной работы с клиентом функции социально-психологической технологии управления коммуникативными конфликтами заключаются в эффективном общении социального работника и клиента и рациональном поведении в конфликте самого социального работника.

В результате исследования данных технологий в курсовой работе представлены рекомендации для социальных работников по управлению коммуникативными конфликтами.


Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений
Инфраструктура – это составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом; например, ...

Концепции социальных изменений.
1. Теории линейного развития социальных систем. Сторонники: К.Маркс, Конт, Спенсер, Энгельс и др. Дискутировался вопрос: « Какое изменение предпочтительнее? Революционное или эволюционное?» Конт и Спенсер придерживаются теории эволюци ...

Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. ...