SociologyBest

Основы социологии

«Холодные» и «горячие» конфликты в поведенческой модели У. Марстона
Страница 1

Материалы » Современная социальная конфликтология и ее проблемы » «Холодные» и «горячие» конфликты в поведенческой модели У. Марстона

Среди психологов, изучавших поведение людей в конфликтных ситуациях, можно назвать Л.Козера (концепция позитивно-функционального конфликта), Р.Дарендорфа (конфликтная модель общества), К.Боулдинга (общая теория конфликта), К.Томаса (опросник Томаса, сетка Томаса).

Немалый вклад в конфликтологию внес Мастенбрук. В своей книге «Управление конфликтными ситуациями и развитие организаций» он предложил разделять конфликты по уровням: на горизонтальные - «равный против равного» и вертикальные - «высший против низшего» и «высший против среднего и против низшего».

В нашей стране проблемы конфликтов в организациях стала популярной в последние годы. В 1997 году при Институте социологии РАН была организована Социологическая школа конфликтологии.

В последнее время многие социальные психологи определяют конфликт, как «систему отношений» и «процесс развития взаимодействий».

Существует множество классификаций конфликтов, среди которых можно выделить типологию Штайнера, который указал, что существуют «горячие» и «холодные» конфликты.

«Горячие» конфликты можно охарактеризовать как состояние возбужденности, гиперактивности участников, сами участники воодушевляются своими действиями. Конфликт имеет импульсивный характер.

«Холодные» конфликты характеризуются тем, что стороны не желают изменяться, т.к. они уже привыкли находиться в состоянии противоборства. «Холодные» конфликты ведут к нарастанию парализации внешней видимой активности. Трения и ненависть «проглатываются» и продолжают деструктивно действовать внутри самих людей. Отношения принимают саркастический и циничный характер, мотивам действий недостает благородства, этики, морали, люди замкнуты в себе.

«Холодные» конфликты преодолевают через «горячие». При этом на первый план выходит искусство морально поддерживать обе стороны.

Поведение людей в конфликтных ситуациях совершенно разнообразно. Некоторые особенности личности начинают преобладать, проявляются наиболее ярко.

История классификации людей на типы восходит еще к Гиппократу. Он выделил 4 различных типа поведения или темперамента: Охранники — те, кому необходимо принадлежать к какой-то группе; Ремесленники — те, кто склонен к свободе и разнообразию; Идеалисты - кто стремится к индивидуальности и значимости: Рационалисты - те, кто тяготеет к компетентности и знаниям.

Позже в 1921 году Карл Юнг говорил о классификации людей на 4 типа с ориентацией на 4 психологические функции: мышление, чувствование, эмоции и интуиция.

Развивая идеи Юнга, Уильям Марстон в 1928 году опубликовал труд «Эмоции нормальных людей», в которой выделил такие поведенческие факторы, определяющие тип личности: доминирование (D), влияние (I), постоянство (S) и соответствие или следование (С).

Итак, поведение в конфликтных ситуациях людей с разными типами поведения. Доминирование. Для таких людей характерно поведение по сценарию: «Пришел, увидел, победил».

Объединение нескольких человек подобного типа может привести к борьбе за лидерство.

Таких людей раздражает, когда в мелочах их планы зависят от коллег и партнеров. В конфликте они, как правило, используют волевое давление на оппонента, интенсивность которого возрастает по мере накала страстей; пытаются сломить оппонента, поставить на место.

Личности такого типа чаще будут вовлечены в «горячие» конфликты. При этом они напористы и их сложно сломать. Кроме этого по причине своего упрямства и веры в свою правоту могут участвовать и в «холодном» конфликте. Чаще всего выходят победителями, при значительном поражении оппонента.

Влияние. Люди этого типа жизнерадостны и любопытны, полны оптимизма, амбиций.

В конфликте часто теряют предмет обсуждения, перескакивают с одного предмета на другой без логической связи.

Люди этого типа, также как и типа доминирования, чаще будут участниками «горячего» конфликта. Потому, что экспрессивны, несдержанны. Но могут поплатиться из-за этого. В «холодном» конфликте эти люди будут чувствовать себя еще более не уютно, чем в «горячем», т.к. не могут долгое время сдерживаться.

Страницы: 1 2


Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе. Специфика и классификация технологий в социальной работе
Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в. Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составл ...

Примеры
Пример 1. Рассмотрим доходы xi =a+(i‑1) h, где a – минимальный доход, а h – шаг дискретности, скажем, равный денежной единице. Если среднедушевые доходы ограничены величиной b, то всего градаций доходов будет n, где n=m+1, а m=(b-a) ...

Сельскохозяйственные рабочие
На селе проживает 37 млн. человек или 27% населения. Здесь сложилась трудная ситуация. Некоторые исследователи выделяют такие виды фермеров: 1. Фермеры-отходняки – это предприниматели, которые используют фермерский статус для получения л ...