SociologyBest

Основы социологии

Проблемы самоидентификации личности достаточно широко освещены как в социологических, так и социопсихологических теориях, поскольку понятие идентичности изначально имеет психологические корни и связано с именами таких известных теоретиков психологии, как Э. Гидденс, Д. Жоделе, Г. Зиммель, Д. Кэмпбелл, Ж.-П. Кодол, Дж. Марсиа, А. Маслоу, С. Московичи, Дж. Тернер, Г. Тажфель, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Шериф, Э. Эриксон и др.

В социологической науке существует ряд теоретико-методологических подходов к пониманию феномена социокультурной самоидентикации личности. Так, в рамках структурно-функционального подхода выделяется несколько наиболее значимых теорий и концепций, среди которых социологическая теория Э. Дюркгейма и теория социальных действий Т. Парсонса. Сторонники данного подхода считают, что в любом обществе идентификационное пространство определяется существующей социокультурной ситуацией; а личностные идентификации в условиях аморфности ценностно-нормативного компонента характеризуются нестабильностью.

Представители феноменологической социологии – П. Берг, Т. Лукман, А. Шюц значительную роль отводят собственным представлениям индивида об обществе и социальных нормах, осмыслению его деятельности как информационного процесса социального взаимодействия. Основоположники интеракционизма И. Гофман, Ч. Кули, Дж.Г. Мид и др. основываются на понятие множественной идентичности, согласно которой каждый индивид обладает определенным набором социальных идентичностей, а процесс самоидентификации личности понимают как процесс отражения (рефлексирования) индивидом своих характеристик в такой форме, которая воспринимается общество, группами, к которым субъект себя причисляет.

Сторонники интегративных социологических теорий стремятся к созданию синтезированной модели социальной реальности, сочетающей «объективистские» (макросоциологические) и «субъективистские» (микросоциологические) взгляды, в том числе и на идентификационные процессы: общесоциологическая теория П. Бурдье, концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса, интегративная модель социальной идентификации личности К. Дюбара и др.

В рамках отечественной социогуманитарной науки проблематика социокультурной идентификации личности достаточно нова и представлена в ряде исследований К.А.Абульхановой-Славской, Е.М. Авраамовой, Л.С. Выготского, В.И.Журавлева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Филиппова, В.А. Ядова и др. Предложенные трактовки социального самоопределения личности имели прежде всего либо описательный характер (не верифицируемые эмпирически), либо относились к его частным формам.

В начале 90-х гг. прошлого столетия, после распада Советского Союза появился целый ряд публикаций по проблемам социокультурной идентификации россиян в трансформирующемся обществе. Осуществлялся анализ и апробация в новороссийских социокультурных условиях известных зарубежных теорий и методик. Значимую роль в концептуализации ряда аспектов социокультурной самоидентификации личности в условиях перемен сыграли работы таких исследователей, как З.Т. Голенкова, Г.Г. Дилигенский, Л.М. Дробижева, Т.И. Заславская, Л.Г. Ионин, П.М. Козырева, Ю.А. Левада, В А. Ядов и др.

Большая часть теоретических исследований студенчества представлена в работах таких российских социологов, как А.С. Ваторопина, Ю.Р. Вишнеского, С.Н. Иконниковой, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Рубина, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, В.Т. Шапко, В.Ф. Пугач и др

Страницы: 1 2 3 4 5