ВведениеСтраница 3
Вопросы социокультурной самоидентификации личности освещены весьма фрагментарно и преимущественно в рамках исследований, посвященных проблемам социальной самоидентификации в целом. Исследований, в которых бы был представлен именно социокультурный аспект самоидентификации молодого поколения, студенчества, в частности, незначительное число, что обуславливает актуальность выбранной к анализу проблематики.
Несмотря на то, что в вышеперечисленных работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, тем не менее, работ, в которых был бы представлен комплексный, обобщающий анализ проблем самоидентификации личности в условиях современных социокультурных перемен, нет, что обусловливает актуальность данного научного исследования.
Объект исследования
– современное российское студенчество как особая идентификационная группа.
Предмет исследования
– сущность, основные направления социокультурной самоидентификации российских студентов в региональном контексте.
Цель исследования
– выявить особенности социокультурной самоидентификации студенчества в условиях российской действительности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
· рассмотреть понятие самоидентификации как категории социологии культуры;
· раскрыть социокультурный аспект идентификационных процессов;
· определить студенчество как особую идентификационную группу;
· выявить основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в Ставропольском крае;
· сконструировать самоидентификационный портрет современного ставропольского студента.
Современный этап развития российского общества способствовали разрушению прежней системы социальной регуляции и соответствующих матриц социального поведения и вызвали феномен массового поиска идентичности, в частности обусловив приоритет адаптивно-защитного характера личностной самоидентификации.
Теоретико-методологическую основу исследования
составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, культурологии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов самоидентификации личности, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений современной социологии. В основу исследования были положены социологические теории П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Дюбара, И. Гофмана, Т. Лукмана, Дж. Мида, Дж. Марсиа, Т. Парсонса, Э Фромма, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.
В основу исследования был положен социокультурный подход, позволяющий рассматривать изучаемые явления культуры и личность во взаимосвязи и взаимозависимости. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило дать определение социокультурной самоидентификации личности, проанализировать социокультурные механизмы данного процесса.
Проблемы, заявленные в исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно исследование проблемы в комплексе, и обусловливающего необходимость использования методов, применяемых в социологии, культурологии и психологии. Сравнительный метод, примененный в данной работе, позволил рассматривать явления и процессы в сравнении.
На отдельных этапах исследования были применены общенаучные принципы и методы: принцип системности, всесторонности, дополнительности и преемственности, а также такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, структурно-функциоанльный, сравнительно-исторический, деятельностный и др.
Функции семьи.
Репродуктивная – воспроизводство потомства
Воспитательная
Первичного социального контроля - моральный контроль в обществе ослабел. Нет былых поселенческих общин. По месту работы контроль стал значительно ниже, следовательно, роль семьи ...
Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной
работе
Профессия специалиста социальной работы еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеет высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, ...
Взаимодействие социальных работников с представителями молодёжи. Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная
субкультура
Понятие молодёжь определяли Лисовский В.Т., Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Понятие субкультура содержалось в работах Гуревича П.С., Щепанской Т.Б. Молодёжную субкультуру определяли Анцупов А.Я., Кравченко А.И., Левикова С.И.
Филиппов Ф.Р. оп ...
