Социокультурный аспект
самоидентификации личностиСтраница 12
· второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.
· третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
Проведенный анализ феномена социокультурной идентичности позволил выделить следующие виды идентичности:
· общечеловеческая идентичность – формируется вследствие осознания индивидом себя как представителя человеческой цивилизации; формируется независимо от социокультурного контекста;
· социокультурная идентичность – представляет собой результат отождествления индивида с такими макросоциальными общностями, как общество в целом, государство, нация и др.;
· социогрупповая идентичность – является следствием определения и самоопределения индивида как представителя той или иной социальной группы;
· персональная идентичность – включает в себя как физическую, представляющую собой результат самоотождествления человека с точки зрения физических, физиологических и биологических признаков; так и рефлексивную идентичность, отражающую субъективные характеристики индивида: особенности характера, специфику мировоззрения, а также нравственные, интеллектуальные качества и др.
Структура личности в той или иной степени включает все четыре уровня идентификации, комбинация которых уникальна и детерминирована совокупностью внешних и внутриличностных факторов. Проблемы идентичности получают свое распространение в теоретической гуманитарной мысли к середине ХХ столетия. Рассмотрение феномена социальной самоидентификации является результатом и следствием целого комплекса социальных процессов, среди которых: стремление сохранить целостность в социально-историческом разнообразии, но и стремление одновременно обрести индивидуальность, желание интерпретировать разрывность общественного и частного, официального и повседневного, массового и индивидуального.
Связь культурологии с гуманитарными науками
Сложные системы взаимоотношений связывает культурологию и с гуманитарными науками, к которым относятся психология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, религиоведение.
Язык – составной элемент культуры, с помощью которого во ...
Безработные
6,1% - безработные или 4,5 миллиона человек.
Учтенная безработность – 1,5 млн. в среднем.
Называют наиболее уязвимые отрасли производства – финансы и кредит, строительство, розничная торговля и сфера услуг.
Внутренняя структура безрабо ...
Требования, предъявляемые к отчетности
Должны отвечать двум требованиям:
v достоверность
и точность данных, т.е. соответствие данных реальности. Выполнение этого требования зависит от статистов, подготавливающих и проводящих исследование, от используемого ими инструментария ...