SociologyBest

Основы социологии

Социокультурный аспект самоидентификации личности
Страница 12

· второй фактор – особенности социальной мобильности в россий­ском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность дос­тигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Перво­начально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из систе­мы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успе­ха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере тор­говли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем по­мощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

· третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необ­ходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к па­радоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

Проведенный анализ феномена социокультурной идентичности позволил выделить следующие виды идентичности:

· общечеловеческая идентичность – формируется вследствие осознания индивидом себя как представителя человеческой цивилизации; формируется независимо от социокультурного контекста;

· социокультурная идентичность – представляет собой результат отождествления индивида с такими макросоциальными общностями, как общество в целом, государство, нация и др.;

· социогрупповая идентичность – является следствием определения и самоопределения индивида как представителя той или иной социальной группы;

· персональная идентичность – включает в себя как физическую, представляющую собой результат самоотождествления человека с точки зрения физических, физиологических и биологических признаков; так и рефлексивную идентичность, отражающую субъективные характеристики индивида: особенности характера, специфику мировоззрения, а также нравственные, интеллектуальные качества и др.

Структура личности в той или иной степени включает все четыре уровня идентификации, комбинация которых уникальна и детерминирована совокупностью внешних и внутриличностных факторов. Проблемы идентичности получают свое распространение в теоретической гуманитарной мысли к середине ХХ столетия. Рассмотрение феномена социальной самоидентификации является результатом и следствием целого комплекса социальных процессов, среди которых: стремление сохранить целостность в социально-историческом разнообразии, но и стремление одновременно обрести индивидуальность, желание интерпретировать разрывность общественного и частного, официального и повседневного, массового и индивидуального.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Международные отношения
Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне. Складываются они не между народами, а между государствами. Между народами возникают межнациональные (этнические) и культурные от ...

Связь культурологии с политологией и экономикой
Политика и экономика оказывают значительное влияние на развитие культуры, поэтому связь культурологии с политологией и экономикой очевидна. Естественно, что в политически и экономически стабильном государстве будет отмечаться высокий уров ...

Вывод
Проанализировав всю вышеупомянутую информацию, можно сделать вывод, что Общественные объединения являются непосредственным субъектом социальной работы, который зачастую выполняет множество функций социальной работы, действует по тому же п ...