SociologyBest

Основы социологии

Закрытое административно-территориальное образование как социальное пространство (на примере г. Снежногорск.)
Страница 1

Если мы рассматривает закрытое административно территориальное образование как социальное пространство, в котором действуют разные поля, то мы обратимся к общим основанием Пьера Бурдье, чтобы затронуть вопрос о социальном пространстве, о действующих в них полях, социальных практик и агентах.

Выпускники вузов приезжая в ЗАТО оказываются в незнакомом ранее для них пространстве. Они оказываются в другом поле, в котором в свою очередь действуют разные поля. Именно поэтому вначале мы обратимся к общим основаниям социологии Пьера Бурдье.

Попробуем рассмотреть конструкцию «поля» применительно к социальному самочувствию выпускников вузов. Обозначим более подробно ряд признаков, которыми обладают социальное пространство и существующие в нем поля, чтобы применить эти признаки к предмету нашего изучения.

1) Внутри поля социальное взаимодействие гораздо более интенсивное, чем между полями. Значит, выпускники вузов в пространстве «закрытых» городов сталкиваются с повседневной реакцией (явной и скрытой) своей среды и не могут не реагировать на это. Новые веяния внутри поля распространяются значительно быстрее, чем между полями.

2) Границы поля — это участки пониженного социального взаимодействия, зоны отчуждения. Нередко социальные поля расположенные близко друг к другу, разъединены, чем участки одного социального поля, разобщенные в физическом пространстве. Это качество полей характеризует и поведение индивидов.

3) Социальное поле имеет силовой характер, то есть обладает принудительной силой по отношению к попавшим в него людям. Выпускник вуза вынужден приспосабливаться к требованиям своего поля, несмотря на личные вкусы, потребности, предпочтения. В этом смысле поле является разновидностью социальной структуры. Принудительное воздействие поля на находящихся в нем индивидов проявляется в двоякой форме.

а) С одной стороны, это поле ресурсных возможностей, обозначающее пределы доступного выбора, а с другой — предоставляющее ресурсы для реализации этого выбора. То есть у выпускников вузов есть ресурсы, которые дают возможность реализации индивидуальных потребностей и целей, но так же они и очерчивают границу досягаемости этих потребностей и целей.

б) Силовое социальное поле несет в себе совокупность ценностей и норм, определяющих поведение индивидов внутри поля. Нормы в поле носят не только запрещающий, но предписывающий характер. Если употребить термин Бурдье, то можно говорить о том, что происходит формирование устойчивых диспозиций или габитуса, содержание которого определяется помимо прочего нормами и ценностями данного поля. [5]

То есть выпускники вузов приезжая в закрытое административно-территориальное образование вынуждены усваивать те ценности и нормы, которые характерны для данного поля.

4) Социальные процессы, проходящие в поле, носят надындивидуальный характер. При этом люди (агенты) выступают проводниками этих процессов. Существование поля не представляется возможным без населяющих его индивидов. Однако не они являются его содержанием, а их взаимодействие, которое и порождает системное, надындивидуальное качество силового поля. Следуя нормам и ценностям данного поля, индивиды поддерживают процесс вовлечения в это поле тех, кто еще сопротивляется. Так, например, мода существует не сама по себе, а реализуется лишь в поведении людей, которые ориентируются на модные стандарты. Следовательно, постоянные практики индивидов являются основой существования поля. Здесь прослеживается момент двойного структурирования: люди действуют внутри определенного социального пространства, придерживаясь норм данного пространства, при этом их взаимодействия являются фундаментом, на котором держится это пространство. [6, с.569]

5) После того как индивиды усваивают в процессе социализации нормы и ценности данного поля, они свободно выбирают то, что «принято», «прилично», «красиво».

В результате социальные нормы и ценности превращаются в индивидуальный свободный выбор, в личную потребность, другими словами они интериаризируются индивидами. Но люди чаще всего не замечают принудительного воздействия на них полей.

6) Силовой характер поля лежит в основе тенденции к нивелированию поведения индивидов, но это тенденция, которая никогда не реализуется в полной мере. Поле не в состоянии уничтожить индивидуальность людей, находящихся в нем. Этому способствует рад причин:

Страницы: 1 2


Исследование роли феминизма в России
Определить, что такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Не менее сложно определить, какие стороны феминизма могут быть соотнесены с российским контекстом. В постсоветских обществах су ...

Феминизм – теория равенства полов
Феминизм – теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Возник в XVIII в. На XIX – первую половину XX в. приходится первая волна феминизма – борьба за достижение юридического равноправия полов, с середины XX ...

Культурная компетентность социального работника в области языка и символов растаманов
Особенности языка и символов субкультуры растаманов проработаны авторами Косарецкой С.В., Ровинской О. Слово растаман не зафиксировано ни в одном нормативном словаре русского языка, не попало оно еще и в словари жаргонов, хотя в последни ...