SociologyBest

Основы социологии

Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края
Страница 5

· гедонистический тип – студенты, которые хотят наслаждаться жизнью без особых усилий (18 % опрошенных);

· гармоничный натуралистический тип – студенты, осознающие реальность экологической катастрофы, любящие природу и слышащие ее голоса (17 % опрошенных);

· мобильный тип – включает ценностные стратегии студентов, считающих, что ведущее место в жизни должны занимать следующие качества: предприимчивость, мобильность в условиях рыночной экономики, деловитость (15 % опрошенных). (Рис. 5).

Анализируя профессионально-ценностные ориентации современного студенчества следует остановиться на следующих определяющих моментах.

По данным последних социологических опросов, упомянутых выше, в конце 90-х годов планировали работать в государственном секторе 25 % опрошенных, 42 % респондентов предполагали связать с коммерческими структурами, примерно 16 % хотели заняться дальнейшей научно-исследовательской деятельностью, учиться и работать за рубежом желало 16% опрошенных, посвятить себя дому и семье – 14 % респондентов.

В нашей анкете студентам было предложено назвать три наиболее популярные профессии. На первом месте была названа профессия юриста (41,3 %), экономиста (32,5 %) – на втором месте и профессию психолога выбрали 7,7 % опрошенных.

Данные нашего опроса подтвердили исследование, проведенное социологами Санкт-Петербургского госуниверситет в 1998 году. В результате исследования было опрошено 2710 молодых россиян из 20 городов, и установлено, что список престижных профессий возглавляют экономические и юридический профессии; третье место занимает профессия предпринимателя, а четвертое – менеджера.

По данным исследования, проведенного под руководством В.Т. Лисовского, профессию юриста выбрали 51,8 % респондентов, врача – 33,2 %, экономиста – 30, 2 %, предпринимателя – 28,0 %. В этой связи сделан вывод о том, что иерархия престижных профессий значительно расходится со структурой спроса на труд.

Согласно результатам нашего исследования, на первом месте оказалось желание получить престижную работу (48 %), нежели социальная установка на учебу как средство получения интересной работы.

В тоже время около 56 % студентов только приблизительно представляют профессию, по которой им реально предстоит работать после окончания вуза. Именно это, по нашему мнению, является одной из важнейших проблем не только вузов, но и страны в целом. Примерно 50 % студентов высказали опасение по поводу трудоустройства после окончания вуза, а 28 % – сомневаются в самореализации себя как специалистов.

Большую заинтересованность студенчества вызывает вид будущей деятельности. Так, управленческий вид деятельности выбрали 38 % опрошенных, инженерную предпочли – 33 %, коммерческую – 31 %, научной работой хотели бы заниматься 28 %, педагогической – всего 6 %. (Рис. 6)

В настоящее время в условиях социальных перемен система образования также переживает кризис, проявляющийся в том, что изменились как сами потребности общества, так и преобразовались финансово-экономические условия существования вузов. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что среди студентов наблюдается падение престижа науки и авторитет педагогической деятельности. Следовательно, возникает проблема кадров, которые будут готовить будущих специалистов в нашей стране. Для решения данной проблемы необходима серьезная государственная политика в области образования, обеспечивающая социальный престиж образования и науки. На наш взгляд, именно университеты должны стать главными инновационными центрами, выступающими в качестве главных проводников идей социального развития, а также «выпускников» подлинной интеллигенции XXI века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Теории Ч. Кули и Дж. Мида
Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы си ...

Структура и функции социологии
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главно ...

Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин. 1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ...