SociologyBest

Основы социологии

История эмиграции из России
Страница 1

Первая волна эмиграции русских из России с ярко выраженной религиозной окраской приходится на конец XVII в. (1685 г.), когда старообрядцы, не принявшие церковную реформу, бежали из страны, спасаясь от преследований. Они переселялись в Австрию, Венгрию, Румынию и Восточную Пруссию, а также в мусульманскую Османскую империю.

Вторая волна переселений из России возникла в конце XIX в., но теперь мигранты направлялись в США, Канаду, Аргентину, Бразилию и другие страны Америки. Причины эмиграции были разные — как религиозные (выехало примерно 30 тыс. членов различных религиозных групп, преследуемых за вероисповедание: молокане, мормоны, менониты и т. д.), так и экономические. Среди выходцев из России преобладали поляки, евреи, украинцы, немцы, литовцы. Многие мигранты регистрировались как «русские», хотя реальная численность этнических русских была незначительна. По данным В. Кабузана, в конце XIX в. за рубежом проживало около 400 тыс. русских, из них около 300 тыс. в Царстве Польском, 20 тыс. — в Канаде, остальные в США, Австро-Венгрии и Румынии[2].

Массовая эмиграция русских началась вместе с Первой мировой войной и продолжилась в годы революции и гражданской войны, захватив начальный период утверждения советской власти, когда причиной выезда было несогласие с новым политическим режимом.

По данным Лиги наций, после революции Россию покинуло 1,6 млн. чел., около четверти из них воевали в рядах Белой армии. Процесс эмиграции из России продолжался вплоть до второй половины 20-х годов, когда численность русских за рубежом достигла 2,5 млн. чел. Основная масса политических эмигрантов осела в Польше и Чехии (около 1 млн. чел.), в США (около 732 тыс. чел.), Германии (около 560 тыс. чел.), Франции (около 175 тыс. чел.), Канаде (около 100 тыс. чел.). Часть обосновалась в Прибалтике и Бессарабии, то есть на территориях, исторически являвшихся частью Российской империи. Большая русская колония сформировалась в Маньчжурии, где еще до революции проживало до 200 тыс. русского населения, обслуживавшего строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Маленькое «русское государство» в Китае имело свои охранные войска, суд, учебные заведения, многочисленные средства массовой информации, церкви и четыре монастыря.

Следующая волна массовых перемещений русских была связана со Второй мировой войной и перекройкой политической карты мира. Русские белоэмигранты активно выезжали из стран, вошедших в состав СССР (республики Прибалтики и Западная Украина). Была ликвидирована колония русских на Дальнем Востоке. Советизация Восточной Европы и образование социалистического лагеря привели после войны к исчезновению очагов русской эмиграции в Берлине, Праге, Белграде, Варшаве.

Одновременно из числа русских, воевавших в армиях генералов Власова и Корнилова на стороне Германии, а также военнопленных и перемещенных лиц в СССР не вернулось около 130 тыс. русских, украинцев и белорусов.

Приводимая цифра не отражает в полной мере реальную ситуацию. Численность невозвращенцев могла бы быть значительно больше, если бы не строгое следование Запада союзному договору, предполагавшему выдачу пленных. Для многих людей, волей судьбы оказавшихся за рубежом и прекрасно представлявших, что их ждет на родине, репатриация была насильственной.

В книге М. Назарова «Миссия русской эмиграции» описан следующий случай. В Форт-Диксе (США), после «двух кровавых попыток погрузки на советский пароход весь лагерь сопротивлявшихся советских пленных напоили кофе с сильным снотворным и погрузили в бесчувственном состоянии». К 1947 г. практика принудительной высылки прекратилась, однако многие страны Запада, чтобы избежать осложнений с СССР, принимали русских на постоянное или временное место жительства лишь в исключительных случаях, при наличии родственников или поручителей. В результате многие русские предпочитали при регистрации менять национальность. Так, из 300 тыс. советских пленных и перемещенных лиц, желающих эмигрировать в Америку, после всех проверок и комиссий, русскими по документам оказались только 6 тысяч.

Страницы: 1 2


Возможности управления индивидуальным имиджем
В данном разделе фундаментальные проблемы управленческих теорий интересовали нас с единственной стороны понимания границ эффективности индивидуальных имиджей и потенциала управления в движении таких границ. Отметим потому главную особенно ...

Материальная духовная культура. Основные компоненты культуры
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подраз ...

Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.
В 2000 г. Правительство РФ одобрило Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., разработанную Минздравом России и РАМН. В Концепции было отмечено, что охрана здоровья населения является одним из приорит ...