Анализ системы подготовки специалистов по
социальной работе в РоссииСтраница 3
В подготовке специалистов по социальной работе в России участвует более 3 тыс. преподавателей, 2/3 из них доктора и кандидаты наук, профессора и доценты.
В стране создано несколько профессиональных объединений, в состав которых входят специалисты по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.
С марта 1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМО являются: координация деятельности педагогической общественности вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективных планов, подготовка учебников и учебных пособий, разработка Государственных стандартов в соответствии с Законом об образовании, обеспечение интеграции высшей школы в мировое академическое сообщество.
В момент его создания в УМО входили представители 42 вузов, научно-исследовательских и учебных центров, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по специальности "Социальная работа". Ныне таких вузов и центров более 100.
Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению "Социальная работа". [9] В соответствии с Государственным стандартом усилиями УМО, вузовских коллективов обновляются имеющиеся учебные программы, разрабатываются новые.
По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. Особенно большой вклад в решение задачи обеспечения учебной литературой внесли Московский государственный социальный университет (МГСУ), Алтайский государственный университет, Институт молодежи и Пермский государственный университет.
Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994 г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе "Российский журнал социальной работы". Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.
В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.
В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.
Однако имеется еще немало проблем, нерешенных вопросов, о которых более подробно уже говорилось во втором параграфе первой главы курсовой работы. А сейчас целесообразно будет ещё раз напомнить об этом, подойдя к данному вопросу системно.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:
Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
Последствия социального
конфликта
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой – являются тем механизмом, который способствует решен ...
Культурная компетентность социального работника в области языка и символов
байкеров
Особенности языка и символов субкультуры байкеров содержались в работах Морозовой Н., Новикова О.Г., Сергеева С.А.
Субкультура байкеров изучена довольно слабо. Основные причины, по мнению автора Новикова О.Г., – нежелание её участников р ...
Факторы социальных изменений
1. Демографический
2. Технологический (мобильный телефон)
3. Идеологический «Если идеи овладевают массами, они становятся материальной силой» К.Маркс.
4. Политический
5. Экономический и т.п ...
