Анализ системы подготовки специалистов по
социальной работе в РоссииСтраница 6
В учебном плане подготовки специалиста могут быть включены тренинговые курсы - "Тренинг коммуникативных умений", "Тренинг письменного общения", "Психодрама" и др.
В курсах специализации необходимо разработать и реализовать сценарии коллективно - распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.
Широкое внедрение коллективных форм учебной деятельности приведет к росту социальной активности студентов, ответственной позиции в обучении, позволит добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений.
2) Метод проектов
Проектирование как метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, для которого характерно включение студентов в той или иной форме в реальную социально-проектную деятельность, в процессе которой достигаются как практические, так и учебные цели. Проект должен выступать основой организации учебного процесса в России.
Метод проектов способствует реальной интеграции, с одной стороны, теории и практики социальной работы, с другой - содержания отдельных дисциплин профессиональной подготовки социальных работников, что актуализирует потребность внутридисциплинарного и междисциплинарного сотрудничества преподавателей. Создание проекта предполагает групповую работу студентов. Анализ реальной проблемы, конструирование возможных шагов, практических действий осуществляются в тесном взаимодействии с другими студентами, преподавателями, профессиональными социальными работниками, представителями целевых групп (детьми, молодежью, инвалидами и т.д.). Проектное обучение должно быть ориентировано на технологическую подготовку специалиста. В процессе разработки и реализации конкретного проекта в конкретном практическом поле студент будет овладевать обобщенной технологией решения социальной проблемы, знание и владение которой он может использовать в различных профессиональных полях при решении различных социальных проблем.
Участие в проектной деятельности приведёт к актуализации и обогащению личностного опыта студента; будет стимулировать его самостоятельную работу; обеспечит реальное участие в конкретной социальной практической деятельности.
3) Художественно – творческие технологии
Знакомство с опытом подготовки специалистов в Нидерландах позволило обнаружить большие возможности творческой специализации социальных работников. Наибольшее впечатление произвели творческие социальные проекты, подготовленные студентами и преподавателями высших учебных заведений - масштабом времени (недельная продолжительность праздника), уровнем профессионализма организаторов и исполнителей, охватом различных категорий населения (инвалидов, многодетных семей, молодежи, пожилых людей). В Российской системе подготовки специалистов по социальной работе необходимо освоение новой дисциплины "Художественно-творческие технологии в социальной работе". Нужно создать систему программного и методического обеспечения преподавания таких креативных дисциплин, связанных с такими видами творчества, как театрализация, музыкальная и изобразительная деятельность, имеющими значительный потенциал профессионально-личностного развития студентов.
В рамках этой дисциплины займёт достойное место и метод проектов. Студентам в ходе учебного предмета необходимо разрабатывать и проводить культурные проекты для социальных учреждений различного профиля, что позволяет решать социально значимые задачи районного и городского уровней.
Основные вехи социологии XIX века
Как самостоятельная отрасль научного знания социология возникает в середине Х1Х века. Разумеется, общество и социальные процессы были предметом изучения на протяжении всей истории человечества, - здесь достаточно вспомнить имена таких выд ...
Конфликты в современной России. Природа социальных конфликтов в современных условиях
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в ...
Особенности менталитета русской диаспоры в странах
Балтии
Менталитет диаспоры
— образ мыслей, система идей и символов, мироощущение, совокупность духовных и морально-этических установок диаспоры как социоэтнической группы. Он является как проектом, так и регулятором ее жизнедеятельности, но не ...