Сеть социальной поддержки людей с инвалидностью: инновационный
подход к пониманию и проведению медико-социальной реабилитации людей с
инвалидностью. Понятие и
направления деятельности Сети социальнСтраница 1
Сети социальной поддержки - очень важное понятие системной теории социальной работы. К организации сетей относится как планирование формальной поддержки, так и усиление «неформальных» или «естественных» сетей, состоящих из людей, которые помогают своим друзьям, соседям или членам семьи, испытывающим затруднения. Именно здесь огромная роль принадлежит волонтёрам. Эта работа может быть индивидуальной или групповой, она ориентируется на личные навыки и возможности клиентов повысить их уверенность в себе, развить навыки самопомощи и усилить их собственные ресурсы.
Понятия социальной защиты, обеспечения относятся к различным социальным отношениям и к институтам государственной социальной политики, тогда как социальная сеть – это особая система взаимосвязанных людей [28, с.104], сеть социальной поддержки – система взаимосвязанных специалистов.
Система услуг Сети социальной поддержки индивидуализирована. Это означает, что услуги различны для каждого человека, в зависимости от его потребностей и желаний. Хотя в работу включены медицинские работники, Сеть преимущественно нацелена на достижение клиентом социальной адаптации, реабилитации, инклюзии и социального благополучия. Роль врачей и медсестер рассматривается как дополнительная, прикладная.
Согласно идеологии Независимой жизни, инвалиды являются частью общества и должны жить в обществе. Они не пациенты, которых необходимо лечить, не дети, за которыми нужно присматривать, и не смельчаки, которыми нужно восхищаться [45, с. 20]. Они вполне в состоянии выбирать, как им жить, они свободны выбрать самостоятельность или обращаться за помощью. Они страдают, прежде всего, от предубеждения общества, а не от своей инвалидности.
Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен как самому человеку с инвалидностью, так и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции [52]. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады! » Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Патерналистские подходы, ориентированные на конкретные формы помощи и опеки (материальные, организационные, лечебные и т.д.), когда объект социальной работы (клиент, пациент)"благодетельствовался», получая то или иное конкретное вспомоществование практикуются и до настоящего времени. Такой подход порождает у клиентов иждивенчество, пассивность, провоцирует отказ от собственных усилий в разрешении проблемной ситуации даже в случаях, когда те или иные возможности ее преодоления объективно существовали.
На смену такому подходу всё чаще вводится инновационный подход, конструктивно-стимулирующий, ориентированный на динамическое взаимодействие с нуждающимися в социальной помощи и их окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения.
Впервые понятие «инновация» появилось не в технической среде, как обычно принято считать, а в научных исследованиях культурологов. В своём первоначальном варианте инновация означала введение некоторых элементов одной культуры в другую – в реальном виде речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации жизни в традиционные азиатские и африканские общества.
Социальная стратификация. Виды стратификационных систем
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; о ...
Институционализация
Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую и порой драматическую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности — материальной, ...
Огюст Конт
О. Конт родился во Франции, в 1789 году. Он получил естественнонаучное образование в Парижской политехнической школе, потом работал домашним учителем математики, экзаменатором и репетитором. С 1817 по 1824 годы был секретарем у выдающегос ...
