SociologyBest

Основы социологии

Социально – психологическая и характеристика молодежи
Страница 1

Материалы » Молодежная политика в Республике Беларусь » Социально – психологическая и характеристика молодежи

Молодежь - социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества. [12, с.9] Это поколение людей, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. [5, с.32] В настоящее время почти четверть населения Беларуси – молодежь (23,7 %). При этом в городах проживает 70%, в сельской местности 21 %. Учащаяся молодежь составляет более половины в общем количестве молодежи республики. Причем значительную долю учащейся молодежи составляет студенчество. [15, с.191-192]

Возрастная дифференциация (стратификация молодежи) - процесс объективный и многомерный. Со всей определенностью можно сказать, что переход от детства к зрелости охватывает большой период и длится примерно около 10 лет (от 12 - 13 до 23 - 24 лет). Причем этот переход можно условно разделить на несколько промежуточных периодов.

Первый период - подростковый (от 12 до 14 - 15 лет). Этот период является фазой первичной социализации индивида. Для подростков характерен ряд общих социально-психологических и физиологических особенностей, отличающих их от других возрастных групп молодежи. Процесс взросления - первичной социализации - наиболее сложный и чреват различными социальными последствиями. Неадекватное восприятие и усвоение норм жизнедеятельности общества, равно как и социальное становление, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, весьма характерны для подростков. Причем девочки - подростки заметно быстрее адаптируются в социальной среде, несмотря на то, что большинство из них сложно переживают свое физическое развитие. Осознание своего места и роли в обществе, равно как и осознание своей социальной значимости, сопричастности с другими половозрастными группами молодежи, безусловно, сказывается на дальнейшей социализации молодежи. Поэтому, как никто другой, подросток нуждается в очень корректном отношении со стороны взрослых. Несмотря на сложность подросткового возраста, большинство молодых людей достаточно быстро адаптируются в социальной среде и переходят в новую стадию - стадию юношества.

Второй период - юношество (от 14 - 15 до 18 лет). Он наступает, как правило, к 14 - 15 годам. В этот период завершается физическое созревание, хотя не в полной мере формируются социальные качества личности. Для периода юношества характерна большая самостоятельность во всех областях жизнедеятельности: в быту, в учебе, а также в посильном труде. В то же время этот период является пограничным со взрослой жизнью, ибо уже с 16 - 18 лет молодые люди могут выполнять профессионально-трудовые функции на законных основаниях. Законодательством, как известно, определены соответствующие ограничения и льготы для этой категории молодежи в сфере трудовой деятельности. Однако это вовсе не означает, что молодые Люди в этом возрасте не должны трудиться. Напротив, именно в этом возрасте реально проявляются способности, наклонности, интересы и другие ценные качества, с помощью которых можно определить, в какой конкретной сфере трудовой деятельности может в будущем работать, реализовать себя как личность молодой человек. Искусственное навязывание молодым людям той или иной профессии, будь то рабочей или творческой, или военной, гуманитарной или технической, может привести к отрицательным результатам в будущем. Именно на этой стадии необходимо использовать наиболее современные методики изучения профессиональной ориентации молодежи на основе социально-психологических и физиологических характеристик, ее интеллектуальных данных.

Третий период (от 18 до 23 - 24 лет) - наиболее важный период социализации молодежи, ибо он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности. Объектом социализации молодой человек становится с гораздо более четко выраженными социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всяческую поддержку, но и рассчитывать на его ответственное отношение к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что молодые люди в этот период еще получают соответствующие профессии, завершая учебу в средних, средних специальных и высших. учебных заведениях, или проходят службу в армии, большинство из них имеют более четко выраженные ценностные ориентации и жизненные ориентиры, связанные со своим будущим: трудом, местом жительства, социальным положением и др. Молодые люди в этой возрастной группе обладают большей степенью самоконтроля, более осознанно выполняют те или иные функции. Тем не менее, они по-прежнему отличаются повышенной эмоциональностью и чрезмерной критичностью к событиям и людям. Порой завышенная самооценка превалирует над реальными возможностями реализовать себя как личность. Большинство молодых людей не признают навязываемых авторитетов, но, тем не менее, склонны сами создавать себе кумиров и ориентироваться на тех из них, кто в большей степени соответствует их ценностным ориентациям. Освоение профессиональных знаний в этом возрасте происходит сравнительно несложно, поскольку, как правило, связано с научением, стажерством, т.е. с продолжением обучения без большой личной ответственности за результаты труда. Они по-прежнему считают, что имеют право на ошибки, и этот психологический барьер им трудно преодолевать. Как в сфере учебы, так и, трудовой, и семейно-бытовой жизни, молодые люди этой возрастной группы все еще рассчитывают на снисходительное к ним отношение. Между тем, если именно в этот период не сформировалась высокая доля личной ответственности за содеянное, в более старшем возрасте ее уже трудно сформировать.

Страницы: 1 2 3


Социальные движения и их типы
Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют ...

Информационно-психологическая природа террора
Главным эффектом терроризма считается достижение ужаса, переживания неотвратимости надвигающейся катастрофы. Политическая победа достигается эскалацией чувства объективно неопределенной, диффузной угрозы, ведущей к дезадаптации и дезорган ...

Развитие идей семейного детского дома. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Нес ...