SociologyBest

Основы социологии

Этапы становления социальных технологий

Материалы » Социальные технологии как новый этап развития » Этапы становления социальных технологий

Появление социальных технологий в виде «прототехнологий» – как технологий управления в пределах различных конкретных форм аграрных цивилизаций; это появление можно связать с появлением слоёв общества. Данный процесс был связан с возникновением общественного разделения труда и появлением в связи с этим прибавочного продукта, наличие которого и позволило возникнуть тем, чьей функцией было исключительно управлять. Поскольку всякое развитие нуждается в управлении, то возникновение «классов» управляющих, при всех огромных социальных издержках этого процесса, имело огромное значение в деле развития цивилизаций.

Всякий «правящий класс» имеет объективную задачу – управлять, управлять развитием системного целого – общества (и его отдельных структур и элементов). Разумеется, при этом его представители никогда не забывают о своих частных интересах, но это – вторично, без выполнения объективной задачи управлять никакие «эксплуататоры» немыслимы.

В этот длительный период практически отрабатываются технологии управления:

без СМИ,

без внедрения одной главной идеи (это начинается лишь с эпохой христианства),

без наличия массовых коммуникаций – и так далее, со всеми особенностями и ограничениями «аграрной эпохи» («первой волны», «доиндустриального общества»).

К «социальным технологиям» этого периода можно условно отнести: администрирование, законодательство, судебную систему, мораль и так далее.

«Технологичность» этого времени – на уровне ремесла: технологии управления усваиваются по преимуществу детьми правящих классов, вне специальной, письменно зафиксированной рефлексии, от старших к младшим, по принципу прямого научения (или подражания).

II. Переходный этап: 16 – 19 вв.

Этот период характеризуется:

изобретением массовой школы,

возникновением дисциплинированной рабочей силы Нового времени,

появлением СМИ,

возникновением науки и техники и достижением ими высокого уровня зрелости, результатом чего явилось появление нового типа мышления, связанного с идеей управления всего и вся, и, соответственно, управляемости,

появлением идеи социальных институтов, которыми можно и нужно управлять,

приходом к власти разнородного «третьего сословия».

Крайне важным было зарождение в этот период предпосылок для возникновения новых социальных технологий – использующих СМИ, массовых по охвату, базирующихся на наличии идеологических систем и пропагандистских машин.

III. Появление пропаганды в начале ХХ века в современном понимании этого слова – как отрефлексированных социальных технологий для элиты общества.

IV. Примерно с 1950-х годов – возникновение социальных технологий (в широком смысле) для нужд массового управления, на всех уровнях социально-экономической иерархии (социальных технологий в «широком» смысле этого слова). Вехами данного процесса являлись, в частности:

возникновение концепций массового общества (с начала ХХ в., Европа, США),

появление технологий массового обучения (Италия, Россия и СССР, 1900-1950-е)),

появление индустрии рекламы (в к. XIX-н. XX в.),

зарождение менеджмента (1920-30-е гг., США),

появление массовой психологии и психотерапии (1950-е гг., Европа, США),

возникновение маркетинга и связей с общественностью (1950-е гг., прежде всего США),

конфликтологии (1960-е гг., Европа, США),

NLP (1970-е гг., США).


Социокультурный процесс и его динамика
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Кул ...

Классическая зарубежная социология
Начало XX в. Внесло существенные поправки в представления о том, что объектом и предметом социологии является общество. Слышалось все больше критических замечаний, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать в с ...

Свойства мер расслоения
Меры расслоения вводятся для того, чтобы иметь возможность сравнивать благосостояние разных обществ, или, говоря языком математики, разных распределений. При этом считается, что чем больше интуитивное представление о расслоении, тем больш ...