Основные аспекты формирования эффективной социальной политикиСтраница 2
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;
2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.
Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Принципы социальной работы:
1. методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
2. организационные - планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
3. взаимодействия всех социальных институтов;
4. контроля исполнения;
5. содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.
Функции социальной работы: нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно методические, социально - управленческие; медиаторские, социально фасифитаторские, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные. В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.
В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб. 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения", "О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов", "О социальной помощи". В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.
Медико-социальные проблемы пожилых людей в России
Проблема пожилых людей никогда не стояла так остро, как нынче. Да это и понятно. В исторически обозримом периоде редко кто (в массовом масштабе) доживал до такого возраста, чтобы общество всерьез могло озаботиться здоровьем, настроением, ...
Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направлен ...
Психологические теории, применяемые
при работе с клиентами
Психодинамическая практика базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между пациентом и врачом. Вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, опре ...
