SociologyBest

Основы социологии

Виды власти в современном обществе
Страница 4

Силовое принуждение. Силовое принуждение использует набор санкций, узаконенных и признаваемых большинством членов общества или социальной группы и связанных с применением силы или угрозой применения силы, направленной на блокирование определенных потребностей, желаний и мотивов, ограничением свободы перемещения или угрозой этого ограничения.

В качестве мер силового принуждения выступают лишение свободы, увольнение из организаций, привлечение к судебной или административной ответственности, ограничение передвижения, напрет на нахождение в определенном месте и многие другие меры. Из-за силы воздействия, а также из-за того, что в данном случае возможны произвол и недовольство членов общества, силовое принуждение должно иметь строгие формальные обоснования, т. е. работать только в рамках институциональных норм и законов, принятых в обществе.

Несиловое принуждение. Несиловое принуждение представляет собой наиболее распространенный способ принуждения. Для такого вида реализации власти характерно применение широкого набора санкций, направленных на индивидов и социальные группы, отказывающихся идти на уступки власти по каким-либо вопросам. Санкции такого типа разделяются на следующие виды: психологические (в частности моральные) — общественные порицания, неформальные осуждения, общее презрение и т. д.; экономические, к которым относятся угрозы лишения значимых для индивидов или групп благ и ресурсов; социальные, к которым относятся понижение или угроза понижения статуса, ограничения в связях и контактах и т. д.; информационные — ограничение доступа к источникам информации или наоборот, угроза предания гласности неблаговидных поступков; политические, такие, как, например, лишение или ограничение власти, лишение или ограничение прав, привилегий.

Разрушение. Разрушение представляет собой один из способов принуждения, при котором происходит прерывание одной из сторон жизнедеятельности социальной системы. Разрушение включает в себя многочисленные виды действий доминирующей системы. Например, это может быть закрытие организаций, приостановление обучения, разрыв значимых социальных связей. Разрушение может быть ненасильственным до тех пор, пока нет попыток остановить разрушителей со стороны подчиненных власти групп.

Протест группы, против неблагоприятного статуса или позиции. Протест группы против существующей позиции представляет собой оппозицию интересам доминирующих групп в обществе. Фактически это противодействие власти или столкновение групп в целях перераспределения власти, что может рассматриваться как принуждение.

Протест группы заставляет доминирующую группу либо изменить свое отношение к оппозиционной группе, либо пойти на уступки (что означает перераспределение власти), либо применить силовое воздействие против оппозиции. Одной из форм протеста группы является гражданское неповиновение. Под гражданским неповиновением мы будем понимать открытое, публичное неподчинение законам, основанное на моральной вере, осознании необходимости перемен или чувстве несправедливости действий доминирующей стороны. Очень часто неповиновение связано с проповедью аморальности законов или недостатками правления.

В целом мы можем сказать, что эффективность методов принуждения трудно четко определить, так как некоторые удачно примененные методы принуждения в дальнейшем приводят к весьма тяжелым последствиям для всего общества или большой группы.

Власть неорганизованных масс.

Массовый человек в массовом обществе. Индивид, принадлежащий к примитивному обществу (например, к обособленному племени), живет в весьма ограниченном и устойчивом мире. Высокоинтегрированные малые группы управляют его поведением через неформальные обычаи, нравы и традиции. Эти неформальные нормы поведения могут быть неизменными в течение жизни нескольких поколений.

В современном, или так называемом массовом, обществе на поведение индивида постоянно оказывают доминирующее воздействие большие, вторичные и безличные группы. Социальные и культурные изменения происходят быстро, обычаи, нравы и традиции не могут быть четкими и незыблемыми указателями нужного поведения. В современном массовом обществе крайне незначительное число индивидов являются лидерами в больших, вторичных группах. Это обстоятельство приводит к высокой степени централизации власти. Наиболее важные решения принимаются лидерами в центрах сосредоточения власти (например, в столицах или центрах регионов). Например, в решениях проблем образования принимает участие лишь несколько десятков людей. Большинство людей не только отстранены от принятия управленческих решений, но и не понимают оснований и подоплеки принятия этих решений и тем более не понимают их выгоды для улучшения собственной жизни. Конечно, средства массовой информации могут интерпретировать сведения о принятии властных решений. При этом члены общества или больших групп получают дополнительную информацию о действиях властных органов. Но средства массовой информации не могут собрать представительный форум и попытаться найти формы и способы взаимодействия между аудиториями и власть имущими (коммуникаторами). Кроме того, средства массовой коммуникации не могут найти путь для повышения роли масс в управлении общественными процессами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социально-политическая стабильность
На социальную защиту населения в 2009 году из областного и федерального бюджетов выделено в общей сложности 264,6 млн рублей. На оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2009 году было выделено 70,4 млн рублей. На содержание госуд ...

Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченным
Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями « Подсолнух» в системе Департамента социальной защиты населения Ульяновской области начал работать с июля 2001 года. Целью деятельности учреждения являе ...

Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-э ...