Виды власти в современном обществеСтраница 5
В древних деспотических обществах решения также принимались немногими лидерами, но эти решения были основаны на традиционной морали, которую массы могли понять и поддержать. Действия древних деспотов опирались на социальные ценности, которые люди воспринимали в семье и церкви и подкрепляли общим моральным консенсусом общества. Сегодня люди более не живут в традиционном обществе. Они не включены в долговременные, устойчивые и честные обычаи и социальные институты. «Массовый человек» живет в эпоху, когда изменения в социальной сфере и культурной сфере общества являются нормой, в эпоху, когда обычаи и другие нормы не могут быть устойчивыми. В эту эпоху происходят изменения, в которых индивид не участвует, но которые могут сделать его жизнь хуже или лучше. Люди, таким образом, представляют собой изолированные фрагменты изменчивого и сложного социального мира.
Потеряв возможность понять основные нормы общественной жизни, люди начинают заменять стереотипами и образами картину окружающего их мира. В этих обстоятельствах средства массовой коммуникации становятся основным моментом социализации, гораздо более быстрым и оперативным, чем просвещение. Все эти условия создают возможности для манипуляции массовым сознанием и использованием социальной власти неорганизованных масс в целях определенных социальных организаций.
Из этого ясно, что в массовом обществе появляется «массовый человек», который может считаться полностью лишенным власти в самом общем смысле. Индивидуально он может иметь власть, но коллективно — нет. Однако массы в современном обществе способны осуществлять властное воздействие несколькими путями.
Власть массового рынка. В демократическом обществе массы могут оказывать влияние на выбор того, что покупать, какие книги или документы читать, какие телевизионные программы смотреть и т. д. В данном случае массы оказывают давление на рынок, и через это давление возможно устранение определенных структурных элементов (например, отдельных организаций), а также изменение поведения представителей тех групп, которые находятся у власти. Например, массы могут не воспринимать положительно какую-либо телевизионную программу, отказываться покупать акции или какие-либо товары. При этом они могут добиваться уступок со стороны владельцев фирм, влиять на принятие законов или изменять поведение представителей исполнительной власти. Однако эта власть ограничивается манипуляциями со стороны правящей элиты. В частности, использование приемов рекламы или связей с общественностью может в значительной степени изменить покупательский спрос.
Массовое «вето» через отказ от сотрудничества и гражданское неповиновение. Некоторые решения, принимаемые правительством или законодательными органами, могут быть эффективны только в случае согласованных действий народных масс. Массы, охваченные единым порывом, объединенные единой целью, способны изменять ситуацию в обществе в интересах отдельных социальных слов или больших социальных групп (например, массы могут добиться равных политических прав для национальных меньшинств).
Формы воздействия на властвующую элиту могут принимать только формы забастовок, демонстраций, митингов, других вариантов протеста. В некоторых случаях массы могут осуществлять и силовое воздействие в виде захвата зданий, попыток воздействия на силы правопорядка и даже восстаний. Однако для силовых акций массы должны иметь в своем составе вождей, небольшие организованные группы, способные направить действия масс в нужном им направлении.
Массовые выступления в виде отказа продолжать работу или различных собраний носят ярко выраженные признаки толпы, поэтому не могут носить длительный характер и быстро затухают. В связи с этим самым основным способом гашения остроты и интенсивности массовых выступлений является задержка времени. Например, это могут быть обещания разобраться более подробно в данной проблеме, создать комитет (или штаб) по урегулированию конфликтной ситуации и т. п. Отсутствие организованности масс в значительной степени снижает эффективность ее власти.[6, 89c]
Имидж как феномен группового поведения
Групповое поведение есть естественный и традиционный объект социологического изучения. Автор не раз убеждался, что для профессиональных социологов такой тезис не нуждается в аргументации, вне зависимости от интеллектуальной позиции в вопр ...
Теория социального действия
С пониманием социального действия М.Вебер связывает предмет социологии: «Социология – пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». И далее: «Дейс ...
Типология общества
Общество как сложное образование весьма многообразно в своих конкретных проявлениях. Современные общества различаются по языку общения (например, англоязычные страны, испаноговорящие и т.п.), по культуре (общества античной, средневековой, ...