SociologyBest

Основы социологии

В процессе теоретического исследования гуманитарной литературы по данной теме поставленная цель была выполнена с помощью конкретных задач исследования.

При анализе гуманитарной литературы определены понятия «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура». Согласно концепции Чупрова В.И. понятие «молодёжь» определяется как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. По Щепанской Т.Б. понятие «субкультура» – это знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

Выявлены типологии молодёжных субкультур авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С. Брейк М. выделил два типа молодёжных субкультур по классовому признаку: молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса. Левикова С.И. разделила молодёжные субкультуры на группы: «чистые» («регулярные») и «смешанные» или «неполные» («нерегулярные»). Толстых А.В. типологизировал молодёжные субкультуры по направлениям деятельности: общественно-политические, радикалов, эколого-этические, неформальные молодёжные объединения, нетрадиционно-религиозные, по интересам. Автор Фролов С.С. выделил группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, аутогруппы; по взаимоотношениям: первичные группы, вторичные группы; по степени общения: малые группы, большие группы. Сергеев С.А. выделил следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты), в работе выявлялись особенности языка и символов субкультур, входящих в данную типологию, а именно: хиппи, байкеры, растаманы.

Выявлены особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи: молодой человек нуждается в сохранении или восстановлении чувства собственной полноценности, самоутверждения, в реализации сильнейшей потребности в регулярных контактах, беседах, в правильной оценке его потребностей и желаний и проявлении эмпатии со стороны социального работника, вживании в его ситуацию, в близком содействии социального работника его проблемам, умение решать их шаг за шагом, действуя в команде с социальным работником. Молодым людям нужна поддержка их самостоятельности, творческой жизненной стратегии, несмотря на то, что молодёжная субкультура часто оказывается в оппозиции к доминантной культуре и стандартным нормам, общественному мнению взрослых.

В работе определены понятия «знак», «символ», «язык», «код». Шейкин А.Г. рассматривал понятие «знак» – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Согласно Джери Д. понятие «символ» – это знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. По Ожегову С.И. «язык» – система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Кравченко А.И. определил понятие «код» – совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания).

Выявлены особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов, от уровня которой будет зависеть как успешность происходящего между социальным работником и представителем одной из трёх субкультур контакта, так и результативность работы по решению проблем клиента – молодого человека. Так, уровень культурной компетентности социального работника могут повысить знания о таких особенностях языка субкультуры хиппи, как например то, что значительная часть их сленга насыщена особого рода заимствованиями из английского языка – англицизмами. У хиппи существует универсальный способ обозначения, которым они неизменно пользуются, если хотят перевести обычное, общеупотребительное слово в ранг сленгового: соответствующее английское слово переделывается на русский лад. Кроме того, источником заимствований для сленга хиппи явились и лексические пласты соседствующих с ними социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодёжные жаргоны, в небольшой степени жаргон уголовников, частично наркотический сленг, что также является характерной особенностью языка хиппи. Специалисту по социальной работе контактирующему с байкером могут пригодиться знания о том, что в сленг этой субкультуры входят жаргонные, интернетовские, иногда нецензурные и даже уголовные термины, что является отличительной особенностью их языка. Особенность языка растаманов состоит в том, что свой язык (I-language от английского я-язык) эта субкультура создала из смеси просторечия, библейской и философской лексики, также туда входят и слова заимствованные из английского языка. В работе с представителями хиппи, байкеров и растаманов социальному работнику также могут быть полезны знания и представления о различных особенностях символики данных субкультур. Так во всех трёх субкультурах особенным символом являются длинные волосы: для хиппи длинные волосы – знак статуса, символ свободы, природы, естественности, важнейших хип-культурных ценностей, для байкеров – знак свободы, природы, для растаманов длинные волосы заплетённые в «дреды» служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва, согласно мифу, именно по этим косичкам бог Джа, когда наступит конец света, сможет узнать растамана и, ухватив за них, вытащить его на небо. Богаты символикой атрибуты каждой из субкультур, так, к обязательным атрибутам хиппи относятся хайратник, ксивник, фенечки; для байкеров много значим атрибут из одежды – бандана; у растаманов атрибут из одежды – огромный берет, окрашенный в цвета эфиопского флага и так называемые расточки – несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь. Социальному работнику, опять же для повышения уровня его культурной компетентности в области особенностей символов хиппи, байкеров и растаманов необходимо знать, что в каждой из данных субкультур можно выделить особый присущий только ей символ. У хиппи – это особый знак, выражающий ценности этой среды – пацифик, представляющий собой круг с отпечатком голубиной лапки. Со стороны хиппи пацифизм провозглашает абсолютное ненасилие, а истинный пацифист, по их мнению, только тот, кто никогда не прибегнет к насилию, даже в случае защиты. Для байкеров любимым символом является собственный байк – любимый мотоцикл и в отличие от серийных мотоциклов он строго индивидуален. Байк для байкера больше, чем транспортное средство. Он – идол, фетиш, товарищ и брат, средство самовыражения и символ свободы. Излюбленным символом растаманов является изображение листика марихуаны, так как не у всех направлений, но существует обрядовое курение марихуаны. Часто и в разговорной речи «растаманом» называют курильщика марихуаны.

Страницы: 1 2


Социально-экономические проблемы мегаполисов и роль муниципальной администрации
В современную эпоху ключевую роль в экономике играют крупнейшие города или тесно связанные агломерации близко расположенных городов, которые принято называть мегаполисами. В качестве основного показателя крупности города в урбанистике выс ...

Место и роль социального служения в системе социальной работы. Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы
Наиболее востребованы добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы. Субъекты социального служения. Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), ...

Материальная духовная культура. Основные компоненты культуры
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подраз ...