SociologyBest

Основы социологии

Этническая среда является производным понятием социальной среды: в центре ее внимания находятся социально-этническая общность, социально-этническая группа, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Исходя из этого этническая среда - это окружающие человека (слой, группу, общность) общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) - это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность (группа, человек): общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В более узком смысле - это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей; семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера.

На современном этапе чаще всего пользуются терминами «межнациональные» и «национальные» отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми социально-этническими общностями. Это требует конкретизации вопроса - об отношениях между какими историческими общностями идет речь?

Конечно, в современном мире главной социально-этической общностью является нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народности. Это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа.

Однако народность - одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью, - не исчезла с лица земли. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если характерной чертой, сущностью родоплеменных объединений являлись кровнородственные связи, то для народности - территориальные, а для нации - экономические. Народность присуща, прежде всего, периодам рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, народность превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию.

Более того. Несмотря на то, что древняя форма социально-этнического объединения - род как группа кровных родственников ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов вплоть до наших дней, в том числе и на территории нашей страны (северные и другие районы). Кровнородственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время.

Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, поскольку являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны - социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Эта роль возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и ею структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей.

Это несоциальное единение людей, их сцементированность предопределила необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Основные признаки этноса - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, - т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.

Страницы: 1 2 3


Одинокие пожилые граждане как объект социальной работы. Феномен одиночества пожилых людей
Одинокие пожилые люди, согласно практике социальной работы, это лица пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе проживания. Одиноко живущие пожилые люди представляют собой особую «группу риска». В случае уху ...

Система социального обслуживания пожилого населения в Российской Федерации
Система социального обслуживания в России прошла несколько этапов своего становления, от отделений социального обслуживания на дому до многокомпонентной структуры, в которую входят социальные учреждения и их подразделения, предоставляющие ...

Сущность и содержание социального управления. Объект и предмет социального управления
Главным объектом социального управления являются общественные процессы, воздействие на которые в соответствии с их внутренней стороной развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения. Общественные ...