ВведениеСтраница 1
Этническая среда является производным понятием социальной среды: в центре ее внимания находятся социально-этническая общность, социально-этническая группа, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Исходя из этого этническая среда - это окружающие человека (слой, группу, общность) общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) - это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность (группа, человек): общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В более узком смысле - это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей; семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера.
На современном этапе чаще всего пользуются терминами «межнациональные» и «национальные» отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми социально-этническими общностями. Это требует конкретизации вопроса - об отношениях между какими историческими общностями идет речь?
Конечно, в современном мире главной социально-этической общностью является нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народности. Это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа.
Однако народность - одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью, - не исчезла с лица земли. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если характерной чертой, сущностью родоплеменных объединений являлись кровнородственные связи, то для народности - территориальные, а для нации - экономические. Народность присуща, прежде всего, периодам рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, народность превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию.
Более того. Несмотря на то, что древняя форма социально-этнического объединения - род как группа кровных родственников ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов вплоть до наших дней, в том числе и на территории нашей страны (северные и другие районы). Кровнородственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время.
Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, поскольку являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны - социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Эта роль возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и ею структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей.
Это несоциальное единение людей, их сцементированность предопределила необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Основные признаки этноса - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, - т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.
Одинокие пожилые граждане как объект социальной работы. Феномен одиночества пожилых
людей
Одинокие пожилые люди, согласно практике социальной работы, это лица пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе проживания. Одиноко живущие пожилые люди представляют собой особую «группу риска». В случае уху ...
Система социального обслуживания пожилого населения в Российской Федерации
Система социального обслуживания в России прошла несколько этапов своего становления, от отделений социального обслуживания на дому до многокомпонентной структуры, в которую входят социальные учреждения и их подразделения, предоставляющие ...
Сущность и содержание социального управления. Объект и
предмет социального управления
Главным объектом социального управления являются общественные процессы, воздействие на которые в соответствии с их внутренней стороной развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.
Общественные ...