SociologyBest

Основы социологии

Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений
Страница 2

Материалы » Социальная инфраструктура региона и национально-этнический вопрос » Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений

Социальная работа в России, как уже отмечалось, в значительной мере ориентирована на преодоление последствий свершившихся событий, негативных результатов общественных явлений и процессов. Однако это не столько вина, сколько беда работников социальных служб всех уровней, ибо профилактический характер их работы определяется в первую очередь содержанием социальной политики. Социальная политика как, по существу, концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности и всеохватывающего характера.

Именно поэтому в многонациональных странах, как правило, создавались определенные органы, призванные профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Без согласования с такими органами другие управленческие структуры не решали ни одного вопроса, который касался тех или иных социально-этнических образований. В нашей стране такими органами в разное время были Народный Комиссариат по делам национальностей (1917-1923 гг.), Совет Национальностей ВЦИК (1923-1936 гг.). Государственный комитет по делам национальностей Российской Федерации (ранее РСФСР) (1990-1993 гг.). Государственный комитет Российской Федерации по делам Федерации и национальностей (с февраля 1993 г.).

Отрицать определенную позитивную роль этих органов в решении проблем межэтнических, национальных отношений было бы неправильно. В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность деятельности таких органов во многом зависит от степени развития общества в целом, действенности управления общественными процессами, содержания и направления социальной политики государства на том или ином этапе развития страны.

Именно поэтому во всех управленческих структурах на всех уровнях, в том числе в органах, профессионально занимающихся вопросами развития и взаимоотношений социально-этнических общностей, должны трудиться социальные работники, задача которых - отстаивать интересы людей, способствовать удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Социальные работники должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в области межнациональных, межэтнических отношений, но и проводниками гуманистических идей, идей справедливости и равенства в отношениях между людьми в целом и в особенности между представителями разных социально-этнических общностей.

Поскольку межэтнические, межнациональные отношения проявляются во всех сферах общественной жизни, во всех видах общественных отношений, они должны стать своеобразными полигонами для решения межэтнических проблем, недопущения напряженности и конфликтов между общностями.

К примеру, в политической области

следует обращать внимание социальных работников как представителей управленческих структур на формирование взаимоотношений центральной и местных властей, сочетание интересов Центра и субъектов Федерации, особенно межнациональных образований (пример - подписанные соглашения между Центром, Татарстаном и другими субъектами Федерации). Важное значение в недопущении межэтнических конфликтов имеет развитие самоуправления национально-государственных образований во всех областях общественной жизни. Проблема саморегулирования особенно актуальна для национальных групп и общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований. В последние годы в ряде многонациональных регионов страны решен (или решается) вопрос о наделении малочисленных народов или представителей национальных меньшинств определенными административно-территориальными правами.

Немалую роль может сыграть разъяснительная работа о целесообразности воссоздания автономных образований с целью недопущения или ослабления конфронтации между социально-этническими общностями и местным населением, проживающим на месте расположения упраздненных национальных образований уже многие годы.

Существенное значение имеют также подбор и расстановка кадров в национально-территориальных образованиях, принятие мер, которые обеспечивали бы равенство в возможностях занимать руководящие должности, участие в руководящих органах представителей всех национальностей с учетом их деловых и политических качеств, исключая механическое соблюдение пропорций в подборе руководящих кадров по национальному признаку.

Социальные работники могут оказывать влияние на подготовку и принятие законодательных и других актов, регулирующих деятельность различных органов, комитетов и союзов по вопросам межнациональных и национальных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности менталитета русской диаспоры в странах Балтии
Менталитет диаспоры — образ мыслей, система идей и символов, мироощущение, совокупность духовных и морально-этических установок диаспоры как социоэтнической группы. Он является как проектом, так и регулятором ее жизнедеятельности, но не ...

Завершить анализ самоидентификации
В рамках отечественной социологической школы сложился своеобразный взгляд на проблему социальной идентификации. Наиболее значимыми работами по данной проблематике являются разработки И.С. Кона и В.А. Ядова, которые исследуют социальные ус ...

Русские в независимой Эстонии
В 90-е гг. численность русской общины в Эстонии значительно сократилась. Примерно 80 тыс. русскоязычных (по некоторым данным, даже более 100 тыс.) уехали в Россию (главным образом военные и члены их семей). В 2000 г. в ЭР проживало 404 ты ...