Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем
межэтнических отношенийСтраница 2
Социальная работа в России, как уже отмечалось, в значительной мере ориентирована на преодоление последствий свершившихся событий, негативных результатов общественных явлений и процессов. Однако это не столько вина, сколько беда работников социальных служб всех уровней, ибо профилактический характер их работы определяется в первую очередь содержанием социальной политики. Социальная политика как, по существу, концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности и всеохватывающего характера.
Именно поэтому в многонациональных странах, как правило, создавались определенные органы, призванные профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Без согласования с такими органами другие управленческие структуры не решали ни одного вопроса, который касался тех или иных социально-этнических образований. В нашей стране такими органами в разное время были Народный Комиссариат по делам национальностей (1917-1923 гг.), Совет Национальностей ВЦИК (1923-1936 гг.). Государственный комитет по делам национальностей Российской Федерации (ранее РСФСР) (1990-1993 гг.). Государственный комитет Российской Федерации по делам Федерации и национальностей (с февраля 1993 г.).
Отрицать определенную позитивную роль этих органов в решении проблем межэтнических, национальных отношений было бы неправильно. В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность деятельности таких органов во многом зависит от степени развития общества в целом, действенности управления общественными процессами, содержания и направления социальной политики государства на том или ином этапе развития страны.
Именно поэтому во всех управленческих структурах на всех уровнях, в том числе в органах, профессионально занимающихся вопросами развития и взаимоотношений социально-этнических общностей, должны трудиться социальные работники, задача которых - отстаивать интересы людей, способствовать удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Социальные работники должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в области межнациональных, межэтнических отношений, но и проводниками гуманистических идей, идей справедливости и равенства в отношениях между людьми в целом и в особенности между представителями разных социально-этнических общностей.
Поскольку межэтнические, межнациональные отношения проявляются во всех сферах общественной жизни, во всех видах общественных отношений, они должны стать своеобразными полигонами для решения межэтнических проблем, недопущения напряженности и конфликтов между общностями.
К примеру, в политической области
следует обращать внимание социальных работников как представителей управленческих структур на формирование взаимоотношений центральной и местных властей, сочетание интересов Центра и субъектов Федерации, особенно межнациональных образований (пример - подписанные соглашения между Центром, Татарстаном и другими субъектами Федерации). Важное значение в недопущении межэтнических конфликтов имеет развитие самоуправления национально-государственных образований во всех областях общественной жизни. Проблема саморегулирования особенно актуальна для национальных групп и общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований. В последние годы в ряде многонациональных регионов страны решен (или решается) вопрос о наделении малочисленных народов или представителей национальных меньшинств определенными административно-территориальными правами.
Немалую роль может сыграть разъяснительная работа о целесообразности воссоздания автономных образований с целью недопущения или ослабления конфронтации между социально-этническими общностями и местным населением, проживающим на месте расположения упраздненных национальных образований уже многие годы.
Существенное значение имеют также подбор и расстановка кадров в национально-территориальных образованиях, принятие мер, которые обеспечивали бы равенство в возможностях занимать руководящие должности, участие в руководящих органах представителей всех национальностей с учетом их деловых и политических качеств, исключая механическое соблюдение пропорций в подборе руководящих кадров по национальному признаку.
Социальные работники могут оказывать влияние на подготовку и принятие законодательных и других актов, регулирующих деятельность различных органов, комитетов и союзов по вопросам межнациональных и национальных отношений.
Типология обществ
Признаки для типологии:
По наличии письменности выделяют два вида:
1. Дописьменные общества
2. Письменные общества
По числу уровня управления и степени социального расслоения:
1. Простые общества. Число управлений минимально
2. Слож ...
Актуальные проблемы стратегии экономического и
социального развития Украины на современном этапе. Национальные
и мировые программы создания информационного общества
Новое общество называют постиндустриальным, постэкономическим, поскольку речь идет о многосторонних и кардинальных изменениях в развитии цивилизации. Но одним из простейших является название "информационное общество", так как он ...
Информационное общество и противоречия в нём
Общество развивается непрерывно, но не равномерно. Это может приводить к тому, что в отдельные периоды времени средства информационного обмена оказывают опережающее воздействие на развитие общественных отношений. Такое опережение, наблюда ...