SociologyBest

Основы социологии

Социологические исследования М.Вебера
Страница 1

В качестве исходного пункта социологического исследования Вебер рассматривает поведение индивида. «Цель нашего исследования, - пишет он, - доказать, что «понимание» составляет, по существу, и причину того, что понимающая социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом» (если считать допустимым это само по себе сомнительное сравнение)». По той же причине для социологического исследования индивид представляет собой у Вебера и верхнюю границу осмысленного поведения, поскольку, именно индивид является его единственным носителем.

Однако, как известно, поведение индивида изучает и психология. В этой связи, возникает вопрос: в чем же отличие психологического и социологического подходов к изучению индивидуального поведения?

Социология, считает Вебер, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия

вводится им через понятие смысла. Как отмечает Вебер, «действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл», т.е. социология должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Что касается психологии, то для нее этот момент не является определяющим. «Чем однозначнее действие ориентировано по типу рациональной правильности, - пишет он – тем менее смысл его может быть понят с помощью каких-либо психологических соображений». Однако подобное утверждение не являлось для Вебера очевидным и доказательным и при каждом удобном случае он тратил много усилий на различного рода оговорки, ограничения и уточнения, чтобы развести психологический и социологический подходы к исследованию поведения человека.

Социология должна ориентироваться на действие индивида или группы индивидов. При этом наиболее «понятным» является действие осмысленное, т.е. действие, направленное к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей и использующее для этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом. Описанный тип действия Вебер называет целерациональным

. Вместе с тем, из специфической очевидности целерационального поведения не следует делать вывод о том, что социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование. Учитывая ту роль, которую играют в поведении человека «иррациональные по своей цели» аффекты и «эмоциональные состояния», а также и то, что каждое целерационально понимающее рассмотрение постоянно наталкивается на цели, которые сами по себе уже не могут быть истолкованы как рациональные «средства» для других целей, то можно, как он считает, «с таким же успехом утверждать прямо противоположное». Тем не менее, поведение, которое более доступно рациональному толкованию в ходе социологического анализа, по Веберу, позволяет конструировать наиболее подходящий «идеальный тип» и социология в этом отношении пытается основываться прежде всего на рационально понятых связей действий. Таким образом, специфическим объектом социологического исследования он считает не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения к «объектам», т.е. такое отношение, которое имело или предполагало субъективный смысл, независимо от степени его выраженности (ясности).

Страницы: 1 2


Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация, ...

Идея семейного детского дома
Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этог ...

Социальный контроль и девиация
Во всех обществах поведение человека постоянно выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен делать, но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки людей ...