SociologyBest

Основы социологии

От «целевого союза», основанного на согласии (договоренности о средствах, целях и порядке), Вебер отличает объединение, где добровольное вступление заменяется зачислением на основании чисто объективных данных независимо от желания и согласия зачисленных лиц и где одним из определяющих факторов поведения выступает аппарат принуждения. Такой тип объединений он называет «институтами», а наиболее показательными в этом отношении институтами выступают у него «государство» , а также «церковь». Понимая сложную диалектику взаимоотношений социальных действий, ведущих к образованию различного рода объединений, Вебер прямо подчеркивает, что сам переход к «институту» недостаточно определен, тем более что институтов чистого типа немного. Главное здесь то, что он не сводит понимание «института» к какой-то жесткой схеме, определенной формальными установлениями.

Чтобы понять в данном случае позицию Вебера необходимо ввести еще одно из важнейших веберовских понятий, с которыми связана трактовка и оценка многих принципиальных позиций в его социологической концепции. Речь идет о понятии «борьба».

Борьба выступает у Вебера в качестве основополагающих момента социальных отношений.

Одним из центральных аспектов социальной стратификации общества выступает у Вебера понятие «класс»,о котором мы можем говорить лишь в тех случаях, когда: 1) некоторое множество людей объединено специфическим причинным компонентом, касающимся их жизненных шансов; 2) такой компонент представлен исключительно только экономическими интересами в приобретении товаров или в получении дохода; 3) этот компонент обусловлен ситуацией, складывающейся на рынке товаров или на рынке труда. Согласно веберовской установке, фактором, создающим «класс», является экономический интерес, или как он отмечает «собственность» и «недостаток собственности» являются базисными категориями классовых ситуаций любого типа». Вебер очень старательно пытается вывести понятие «класс» из «политического поля» и политической интерпретации, которая сопутствовала ему в марксизме. Он не рассматривает класс как определенный вид «сообщества» и считает ненаучным спекуляции о «классовых интересах». Для него проявления классовых выступлений есть лишь проявление среднетипической реакции на экономические, а центральным вопросом выступает вопрос об установлении цены на труд.

Подход Вебера к пониманию социальной структуры не ограничивается только выделением классов. Наряду и в противоположность классам он выделяет статусные группы, которые, по его мнению, являются нормальными сообществами.

С содержательными точки зрения статусную почесть

Вебер рассматривает как определенный стиль жизни, который ожидается от тех, кто выказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания выступает в качестве определенных ограничений «социального» общения, т.е. статус представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закрытого типа.

«Класс» как определенная группа людей делится Вебером на три основных типа:

1) Класс как «класс собственников»;

2) Класс как «стяжательный класс», суть которого состоит в возможности эксплуатировать услуги на рынке;

3) «социальный класс», состоящий из разнообразного множества классовых статусов, между которыми наблюдается изменения, происходящие как на персональной основе, так и рамках нескольких поколений.

В анализе классового расслоения общества, он постоянно подчеркивает, что понятия класса и классового статуса, как таковые обозначают только факт тождественности или похожести в типичной ситуации, в которой данный индивид и многие другие люди определились в своих интересах. Индивиды могут входить и покидать данный класс. Большое внимание в социально-экономическом плане он уделяет «среднему классу».

Этим термином он описывает тех, кто владеет всеми видами собственности и обладает конкурентоспособностью на рынке труда благодаря соответствующей подготовке. Сюда он относит независимых крестьян, ремесленников, чиновников, занятых в общественном и частном секторе, лиц свободных профессий, а также рабочих, занимающих исключительно монополистическую позицию.

Страницы: 1 2 3 4


Оценки выпускниками вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере г. Снежногорск). Общие сведения об исследовании
С целью выявления оценок выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск) нами было проведено социологическое исследование. ...

Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий. Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направлен ...

Предотвращение и контроль вандализма, в частности граффити
Вандализм влечет за собой серьезные финансовые, материальные и социальные издержки. Существуют две стратегии борьбы с этим социальным явлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения. Вторая же связана с воздействием на ...