SociologyBest

Основы социологии

Примером третьего типа классов – «социальных классов» у него выступают:

А) занятый в механизированном процессе «рабочий» класс как целое;

Б) «нижние средние» классы;

В) «интеллигенция» без самостоятельной собственности и лица, чье социальное положение зависит прежде всего от технических знаний, такие, как инженеры, коммерческие и другие служащие, а также гражданские чиновники. Эти группы сильно различаются между собой, особенно в зависимости от стоимости обучения;

Г) класс людей, занимающих привилегированную позицию благодаря собственности и образованию.

Как можно заметить, классовая структура капиталистического общества дается Вебером в «динамическом ключе». Он пытается постоянно найти точки соприкосновения и переходы между отдельными группами как внутри одного класса, так и между основными классами, в результате чего у него нет какой-то четкой обозначенной структуры, а поэтому разные интерпретаторы его работ подчас делают очень разные перечни классов. Для Вебера определяющим аспектом образования классов (классовой ситуации), несомненно служит рынок и возможности индивида на рынке, которые открывают ему возможность обладания различного рода благами. В данной ситуации собственность выступает как, безусловно, важный, но далеко не единственный критерий отнесения к классу, или фактор образования классов. Конфликт, который возникает между работодателями и рабочими, - это лишь частный случай более общего – борьбы между покупателями и продавцами. Утверждая идею рациональности организаций, в рамках которых протекают трудовые процессы (конфликты в том числе), Вебер не считал разумным революционный путь разрешения классовых конфликтов. Для него порядок – прежде всего, и он был готов анализировать лишь те аспекты, которые способствуют бесспорному и необходимому подчинению власти.

Одно из важнейших отличий Вебера от Маркса в понимании классовой структуры общества связано также и с введением второго показателя стратификации – статуса. Понятие статуса значительно усложняет восприятие того, насколько одни люди или группы людей «ценнее» других, поскольку эта «ценность» может быть выше той или иной экономической выгоды. Можно сказать, что Вебер разработал определенную концепцию формирования статусных групп, имеющих в своей основе определенные общины. Общинный способ образования статусных групп отличает их от классовых образований, которые он не считал определенным видом «сообщества».

Неудивительно, что анализируя проблему социального неравенства в обществе, в качестве одного из важных факторов, как социальной стратификации, так и воплощения власти, им выделяется такое социальное образование как «партия».

Характеризуя партию как объединение людей, основанное на убеждении, Вебер видел в ней субъект исторического развития и мощный фактор различного рода преобразований в общественной жизни. Партия – это социальное образование, имеющее рациональный порядок и орган управления. Она далеко не обязательно должна быть классовой или статусно-ориентированной. Собственно, зачастую партия, как он считает, не является ни той, ни другой.

Страницы: 1 2 3 4 


Появление буржуазной семьи
До середины XIX века семьи мещан и ремесленников были очень похожи на крестьянские, но не во всем. В России женщинам дозволялось помогать мужьям-ремесленникам, поэтому жены были вовлечены в производство, хотя и домашняя работа традиционно ...

Вывод
Сложные самоорганизующиеся системы нелинейные и неравновесные, в них хаос и порядок переходят друг в друга и трансформируют представления о соотношении случайности и детерминизма. Новые подходы к социальному управлению и методология соци ...

Общественное мнение не существует
Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблема ...