SociologyBest

Основы социологии

Мотивация террора
Страница 3

Сегодня образование является стратегическим государственным ресурсом, с помощью которого можно обеспечить не только кадровый, но и социальный потенциал роста конкурентоспособности страны. Президентские инициативы в области высшего образования направлены на решение задач его доступности, качественности и эффективности. В современной ситуации необходимо более четко ставить вопросы организации культурно-воспитательной деятельности в вузах. Это связано с тем, что все основные требования времени приобрели общую направленность: успешно организовать свою собственную жизнь, жизнь сообщества и страны в целом может лишь социально созидающая, социально ответственная личность. Поэтому очень важно не только то, каких специалистов, но и то, каких людей выпускает современный вуз. Ценой вопроса о человеческом капитале как основном стратегическом государственном ресурсе становится "социальное качество" подрастающего поколения, его готовность к созидательному производительному труду, созиданию как способу жизнедеятельности. Эффективно решать задачу воспитания современной студенческой молодежи можно, если четко обозначить ее цель и результат. Для того, чтобы реалистически оценивать результат и управлять его достижением, мы должны отвечать на вопрос: как, насколько и каким образом современный молодой человек адаптирован к реальности современной жизнедеятельности как профессионал, как личность и как гражданин. Не менее важно и то, насколько здорова современная студенческая молодежь, насколько у студенчества сформирована культура здорового образа жизни. В силу ряда обстоятельств и условий трансформационного периода в развитии России во взглядах молодежи сегодня весьма высока ориентация на реальность повседневности и прагматизм как жизненные ценности.

В связи с этим у части молодежи доминирует личностная стратегия эгоцентрической, потребительской жизнедеятельности. Хорошо это или плохо? Современный молодой человек стремится жить современно и качественно. Это хорошо. Но возникает целый ряд вопросов: что значит хорошо жить, кто и как должен сделать это хорошо, за счет чего хорошо жить и кому хорошо жить? Типичным и опасным проявлением утилитарного подхода к решению этих вопросов является формирование личности иждивенца, крайний вариант - агрессивного потребителя. У молодых людей формируется стереотип долженствования со стороны государственных структур, власти, семьи, коллектива и т.д. по отношению к ним. Вопрос о приложении самим молодым человеком усилий для того, чтобы выстроить эту успешную жизнь - свою, своей семьи, своих детей, своей страны - при этом не возникает. Как и вопрос о том, на основе каких моральных и этических принципов достигается этот успех?

И здесь формируется целая идеология иждивенчества и потребительства как системы жизненных ценностей, то есть формируется психология поведения по принципу: мне все и всё должны - государство, общество, родители и т.д. А что должна сама личность? Опасность в том, что при таком подходе молодые люди хотят пожизненного попечительского отношения к себе со стороны всех: создайте условия, тогда…, а если нам понравится, тогда. В результате утрачиваются нравственные и социальные ориентиры организации жизнедеятельности. Личность, не обладающая компетенциями созидательного культуротворчества и социального взаимодействия в единстве прав и обязанностей, как правило, заражается вирусом прогрессирующего потребительства, требуя благ, не соотносимых с вкладом в их производство. Такая личность неспособна включиться в систему общих социальных интересов, социального взаимодействия на уровнях личность-общество, личность-государство, личность-семья. Такой человек неспособен к социальному созиданию. Его интересы смещены в сторону потребления и развлечений. В современных условиях система образования и воспитания во многом стимулирует процесс потребления культуры. Мы научились молодежь развлекать. Развита индустрия удовольствий и развлечений. Молодые люди еще не напрягались, а им уже предлагают расслабиться. А ведь в основе нормальной жизнедеятельности должно быть развитие у личности ответственности за свое дело, за свою семью, за свое местное сообщество, за свою страну, наконец. Чувство ответственности тесно связано с чувством собственного достоинства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Референтные и членские группы
Референтная группа, как отмечает Г.С. Антипина - "это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном" [7: С.56]. Открытие феномена "референтной группы" пр ...

Формирование системы социальной работы в РФ
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института, находится в процессе своего развития. Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать опред ...

Защита прав потребителя.
С переходом к рыночной экономике наше общество, с одной стороны, получило доступ к широкому ассортименту товаров и услуг, а с другой стороны- лишилось всеобъемлющего государственного контроля за качеством производимой и импортируемой прод ...