SociologyBest

Основы социологии

Статусно-ролевая концепция личности
Страница 1

Социология личности » Статусно-ролевая концепция личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённую социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении их позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.

Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку оно помогает продемонстрировать социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам поведения.

В рамках теории социальных ролей существуют 2 основных подхода к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Дж. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль р себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе ния о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что в свою очередь подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.

Другой подход – функционалистский – был предложен Р.Линтоном. дается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия котния и как безусловные предписания, свойственные определённым позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.

Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли в построении зеркального «Я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; наши чувства по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые артиспередаются интонацией, а голос безжизненный.

В раннем возрасте дети часто говорят сами с собой, не обращаясь ни к кому, просто из удовольствия говорить. С возрастом такая «эгоцентрическая речь» превращается в «социализированную речь», произносимую ради других. Со временем ребёнок становится способен принимать роли других и приспосабливать свою речь для общения с ними. Воспоминания о событиях, которые имели место в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребёнок плохо владеет языком. Только после того, как ребёнок овладеет языком, он в состоянии сформировать концепцию самого себя и принять роли других.

Страницы: 1 2


Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма ...

Государственная политика в отношении ветеранов. Содержание государственной политики в отношении ветеранов в настоящее время
Элементами системы государственной политики в области социальной защиты ветеранов в РФ, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных ...

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, ...