SociologyBest

Основы социологии

Статусно-ролевая концепция личности
Страница 2

Социология личности » Статусно-ролевая концепция личности

Взрослея и выходя за пределы своей семьи, ребёнок узнаёт, что в обществе существует дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребёнок определяет своё место в обществе в зависимости от социального статуса.

Социальный статус – каждая из социальных позиций индивида, связанная с определёнными правами и обязанностями. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека по отношению к другим. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других.

Каждого человека можно охарактеризовать «статусным набором». Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них – главный статус – определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться. Статусы делятся на «приписанные» и «достигнутые».

Приписанные – это статусы, которые были получены благодаря внешним, неконтролируемых со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретённые статусы – анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигнутыми статусами условны.

Личности может быть свойственна противоречивость статуса. Например, человек с высоким уровнем образования, как правило, обеспечивается высокий социальный статус. Однако он может быть занят такой профдеятельностью, которая плохо оплачивается и имеет низкий престиж, что свидетельствует о низком статусе. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворённости.

Определяя возможность формирования личности, «Я» - образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учитель придерживается своего кодекса профповедения, а родители выдвигают свои требования. Случается, что разные ролиответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он ввоей роли. Нет двух людей, одинаково играющих одну роль. Гофман ввёл в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актёр. Первый означает человека, который не осознаёт, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актёр ясно понимает, что играет роль и не идентичен ей.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует её. Способность же личности к трансформации зависит от некоторых генетически заложенных черт.

Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.

Страницы: 1 2 


Механизмы взаимодействия образования и рынка труда
Для России ныне характерен глубокий и растущий разрыв между интересами образовательных институтов как таковых и требованиями к системе образования со стороны потребителей ее услуг: обучающихся, их семей, работодателей, государства. Образо ...

Формирование системы социальной работы в РФ
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института, находится в процессе своего развития. Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать опред ...

Ошибки выборки
При выборочном наблюдении должна быть обеспечена слу­чайность отбора единиц. Каждая единица должна иметь равную с другими возможность быть отобранной. Именно на этом основывается собственно-случайная выборка. К собственно-случайной выбор ...