Теоретические и
методологические подходы к изучению репродуктивного поведения в условиях
трансформации семьи и бракаСтраница 1
В предыдущем изложении, мы познакомились с основными тенденциями в демографической ситуации с рождаемостью в России. Общий вывод нашего предыдущего изложения – это, то, что в последние десятилетия наблюдается общее снижение рождаемости, что происходит на фоне увеличения смертности. В этом контексте резко повышается роль репродуктивного поведения женщины. В настоящей части изложения мы познакомимся с основными теоретическими и методологическими подходами к изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака.
Итак, основными понятиями в этом контексте, для нас послужат «репродуктивные установки» и «индекс предпочитаемых чисел».
Под репродуктивным поведением понимаются некие устремления мужей и жен, мужчин и женщин репродуктивного возраста, характеризующихся плодовитостью (т.е. способностью к зачатию, а также к сохранению беременности и живорождению)[12].
Под индексами предпочитаемых чисел понимаются средние величины возможной реализации имеющейся у индивидов потребности в детях применительно к выборочным совокупностям опрошенных[13]. При этом надо учитывать, что вышеуказанные индексы не являются выражением потребности в детях и сильно подвержены колебаниям в зависимости от ценностных ориентаций личности, влияющих на оценку приемлемости условий жизни для реализации потребности в детях. Эта оценка определяется также и внешними воздействиями — как локальными, так и более широкого плана, включая изменение общественных настроений и взглядов в связи, например, с изменением социально-экономической ситуации в стране.
В целом, изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака, предусматривает несколько принципиальных моментов, среди них[14]:
- анализ статистических и демографических данных рождаемости, смертности, брачности, общей численности населения;
- изучение предельных возрастов репродуктивных функций человека, тенденциями к их изменениям;
- выявление динамики репродуктивных установок населения (желаемое и ожидаемое количество детей, ослабление потребности в детях и т.д.), а именно изучение
- репродуктивных установок в различных группах населения;
- изменения репродуктивных установок в зависимости от доходов и социального положения мужчин и женщин репродуктивного возраста;
- репродуктивных установок в зависимости от оценки семейного образа жизни;
- репродуктивных установок в зависимости от религиозных ориентаций;
- изучение ценностных ориентаций лиц репродуктивного возраста, ибо доказано, что последние прямым образом влияют на репродуктивное поведение населения;
- изучение общих мотиваций для рождения детей, которые имеют место быть в сознании лиц непродуктивного возраста;
- влияние репродуктивных установок на сексуальную жизнь в браке;
- изучение репродуктивных установок подростков, в сравнении с установками их родителей; и т.д.
Данные для анализа репродуктивного поведения могут получаться эмпирическим путем (социологические опросы, анкетирования на заданную тематику и т.д.), статистическими и математическими методами, путем сравнительно-исторического анализа и так далее.
Так как изучение репродуктивного поведения в России, в настоящее время идет в условиях трансформации семьи и брака, то современные ученые в добавление к указанным методикам, используют методы позволяющие изучать социально-экономическое положение государства, используют подходы, позволяющие определять значимые факторы для трансформации институтов семьи и брака.
Социальные функции семьи
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство ...
Анализ функционирования семейных детских домов в
России и за рубежом. Западный
опыт детских домов семейного типа
Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. Для Советского Союза ее вроде бы и не существовало: считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовате ...
Приложение Д
Таблица Д 1. Ранжирование показателей
У (х1, х2,хi)
№ объекта
Пол
Возраст
Образование
Вид деятельности
32
4
2
4
4
3
32
7
2
5
2
2
32
18
2
3
5
4
32
42 ...