SociologyBest

Основы социологии

Оценка информированности.

Проанализируем ответы на вопрос "Знакомы ли Вы с текстом Болонской декларации?" Среди преподавателей 82% об этом тексте слышали от коллег и читали в СМИ; 10% ничего не знали о Болонской декларации; один из опрошенных отметил, что Болонская декларация – это продолжение Лиссабонской конвенции, что по сути верно. Лишь 3% педагогов "внимательно читали" текст нужного документа. Из полученных данных можно сделать вывод о недостаточной информированности преподавателей вузов о европейских документах и задачах Болонского процесса.

Существенно иная ситуация в среде респондентов-администраторов. 63% из них "читали внимательно" упомянутую декларацию, 33% "слышали от коллег, читали в СМИ". Заведующие кафедрами в меньшей степени, чем проректоры и деканы, знакомы с текстом положений. Деканы факультетов, проректоры изучали текст и имеют сложившиеся оценки процесса.

Ответы респондентов о наличии магистратуры в вузе дают представление о фактической реализации Болонского положения о переходе на двухуровневые программы направлений. Положительный ответ респондента означает, что вуз, в котором работает респондент, либо реализовал обучение первого цикла двухуровневой системы "4+2" и, следовательно, вовлечен в преобразования не менее 4 лет, либо развивает магистерские программы с привлечением внешних абитуриентов, то есть принимает в магистратуру бакалавров из других вузов или других направлений. В связи с тем, что 67% опрошенных представляют вузы, в которых нет магистратуры, возникает вопрос, насколько в российских вузах внедрена двухуровневая система. Именно этот показатель является одним из индикаторов развития Болонского процесса (БП) на национальном уровне в странах участницах Болонского соглашения для иностранных экспертов – координаторов БП.

В нашем исследовании 59% респондентов-администраторов подтвердили наличие в их вузах магистратуры, а 41% ответили отрицательно. Что касается преподавателей, то 25% их затруднились ответить на этот вопрос. 67% ответили отрицательно и только 8% – положительно.

Летом 2006 г., в период приемных экзаменов в вузы, автором было проведено пилотажное исследование для выяснения реальной ситуации по внедрению двухуровневой системы в вузах Москвы и Московской области. Опрос приемных комиссий проводился по телефону.

Выяснялось, существует ли в вузе открытый (внешний) прием на магистерские программы по направлениям социологии, экономики, менеджмента, и если да, то на какие именно. Телефонный опрос более 100 вузов показал: только в пяти вузах вопрос о магистратуре не вызвал недоумения. Из 56 вузов, реализующих образовательные программы направлений экономики, менеджмента и социологии, в 36 есть магистерская подготовка. На сегодняшний день вузы, в которых осуществляется подготовка полного цикла обучения "4+2", выпускающие магистров, составляют менее 1/5 от всего количества вузов Москвы и Московской области. По регионам это число еще меньше, поскольку в документах Минобразования РФ фигурирует цифра 15%. Подавляющее большинство вузов еще не реализовали образовательный процесс полного цикла обучения по двухуровневой системе.


Жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск).
Существует множество типологий жизненных стратегий, но за основу нашего исследования мы взяли типологию жизненных стратегий К.А. Абульханова-Славской. Она говорит о трех типах жизненных стратегий, это: -Стратегия жизненного благополучия. ...

Типы социальной солидарности. Механическая солидарность
Механическая солидарность господствует в тех обществах, где индивиды мало отличаются друг от друга, т.е. привержены одинаковым ценностям, одинаково действуют и чувствуют, признают одно и то же священным. Сплоченность общества, степень соц ...

Феноменологическая социология
Весь мир пронизан субъективным смыслом, этот смысл подлежит интерпретированию. Формула: мир таков, каков мы его представляем. Основатель – Альберт Шульц. Он обозначил проблему интерсубъективности – согласованности действий. Вывод он выве ...