Оценка информированности.
Проанализируем ответы на вопрос "Знакомы ли Вы с текстом Болонской декларации?" Среди преподавателей 82% об этом тексте слышали от коллег и читали в СМИ; 10% ничего не знали о Болонской декларации; один из опрошенных отметил, что Болонская декларация – это продолжение Лиссабонской конвенции, что по сути верно. Лишь 3% педагогов "внимательно читали" текст нужного документа. Из полученных данных можно сделать вывод о недостаточной информированности преподавателей вузов о европейских документах и задачах Болонского процесса.
Существенно иная ситуация в среде респондентов-администраторов. 63% из них "читали внимательно" упомянутую декларацию, 33% "слышали от коллег, читали в СМИ". Заведующие кафедрами в меньшей степени, чем проректоры и деканы, знакомы с текстом положений. Деканы факультетов, проректоры изучали текст и имеют сложившиеся оценки процесса.
Ответы респондентов о наличии магистратуры в вузе дают представление о фактической реализации Болонского положения о переходе на двухуровневые программы направлений. Положительный ответ респондента означает, что вуз, в котором работает респондент, либо реализовал обучение первого цикла двухуровневой системы "4+2" и, следовательно, вовлечен в преобразования не менее 4 лет, либо развивает магистерские программы с привлечением внешних абитуриентов, то есть принимает в магистратуру бакалавров из других вузов или других направлений. В связи с тем, что 67% опрошенных представляют вузы, в которых нет магистратуры, возникает вопрос, насколько в российских вузах внедрена двухуровневая система. Именно этот показатель является одним из индикаторов развития Болонского процесса (БП) на национальном уровне в странах участницах Болонского соглашения для иностранных экспертов – координаторов БП.
В нашем исследовании 59% респондентов-администраторов подтвердили наличие в их вузах магистратуры, а 41% ответили отрицательно. Что касается преподавателей, то 25% их затруднились ответить на этот вопрос. 67% ответили отрицательно и только 8% – положительно.
Летом 2006 г., в период приемных экзаменов в вузы, автором было проведено пилотажное исследование для выяснения реальной ситуации по внедрению двухуровневой системы в вузах Москвы и Московской области. Опрос приемных комиссий проводился по телефону.
Выяснялось, существует ли в вузе открытый (внешний) прием на магистерские программы по направлениям социологии, экономики, менеджмента, и если да, то на какие именно. Телефонный опрос более 100 вузов показал: только в пяти вузах вопрос о магистратуре не вызвал недоумения. Из 56 вузов, реализующих образовательные программы направлений экономики, менеджмента и социологии, в 36 есть магистерская подготовка. На сегодняшний день вузы, в которых осуществляется подготовка полного цикла обучения "4+2", выпускающие магистров, составляют менее 1/5 от всего количества вузов Москвы и Московской области. По регионам это число еще меньше, поскольку в документах Минобразования РФ фигурирует цифра 15%. Подавляющее большинство вузов еще не реализовали образовательный процесс полного цикла обучения по двухуровневой системе.
Теоретико-методологические основы медико-социальной
работы в сообществе. Сущность
и основные функции сообщества
В истории социальной мысли многообразие определений общества прослеживаются от ранних социально-философских идей общества в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина.
Общество (социум, социальность, социальное) в широком смысле: с ...
Оценка системы социальной политики населения
Программа социально-экономического развития Липецка на 2009–2012 годы направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Липецка на период до 2020 года. Система целей и мероприятий Программы сформирована в соответс ...
Процессы совершенствования профессиональной ориентации и трудовой адаптации
на современном этапе. Совершенствование процесса
профессиональной ориентации в образовательных учреждениях
«Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста ...