SociologyBest

Основы социологии

Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство

Материалы » Социальные проблемы образования молодежи » Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство

Начавшаяся адаптация российской высшей школы к международным требованиям Болонского процесса – не только институциональная, но и социальная проблема. Реформирование высшего профессионального образования затрагивает интересы большого слоя научно-педагогических работников вузов и значительной части молодежи. Практически каждый житель нашей страны является либо заказчиком (потенциальным или сегодняшним) системы высшего образования (абитуриенты, студенты, их родители), либо потребителем результатов деятельности системы (работодатели, да и все общество). И все же, как представляется, наиболее заинтересованную социальную группу участников процесса обновления российского образования, его интеграции с европейским составляют преподаватели и руководство вузов.

Для выяснения "уровня поддержки" интеграции РФ в образовательное пространство Европы Артамоновой осуществлены социологические опросы представителей указанной группы. Было решено проводить такие опросы на конференциях и семинарах, посвященных Болонской декларации и модернизации высшего образования в РФ.

В исследовании приняли участие 368 человек: 82 "администраторы" – представители руководства вузов; 286 преподавателей. Стаж работы 17% вузовских работников в системе высшего образования РФ более 25 лет. Молодых преподавателей в возрасте до 30 лет, с опытом работы, значительно меньше – 6%. Большинство руководителей-администраторов совмещают практику преподавания с административной работой в вузе. Среди респондентов были представители более 20 государственных и негосударственных вузов различных регионов из классических и педагогических университетов, экономических вузов, из городов: Новосибирск, Тамбов, Томск, Улан-Удэ, Курск, Краснодар, Таганрог, Тюмень, Волгоград, Пермь и др. Количество представителей классических университетов составило 43% – 158 чел., 25% респондентов (92 чел.) работают в экономических вузах; представители технических вузов – 15% (56 чел.); доля респондентов из другие типов высших учебных заведений не превысила 17%.

Основной целью исследования ставилось выяснение отношения вузовской академической общественности к перспективам интеграции высшей школы РФ в европейскую систему высшего образования и отношения к проблемным вопросам внедрения положений Болонской декларации в образовательную практику российских вузов. Рассмотрим, что показало исследование.


Структура и уровни социологического знания
В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи­рические. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ­ный и генетический. Перв ...

Приложение В
Анкета исследования Уважаемый респондент! Студенты социологического факультета Самарского Государственного университета проводят исследование, направленное на изучение политических установок среди современной российской молодежи. Для п ...

Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широк ...