SociologyBest

Основы социологии

Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство

Материалы » Социальные проблемы образования молодежи » Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство

Начавшаяся адаптация российской высшей школы к международным требованиям Болонского процесса – не только институциональная, но и социальная проблема. Реформирование высшего профессионального образования затрагивает интересы большого слоя научно-педагогических работников вузов и значительной части молодежи. Практически каждый житель нашей страны является либо заказчиком (потенциальным или сегодняшним) системы высшего образования (абитуриенты, студенты, их родители), либо потребителем результатов деятельности системы (работодатели, да и все общество). И все же, как представляется, наиболее заинтересованную социальную группу участников процесса обновления российского образования, его интеграции с европейским составляют преподаватели и руководство вузов.

Для выяснения "уровня поддержки" интеграции РФ в образовательное пространство Европы Артамоновой осуществлены социологические опросы представителей указанной группы. Было решено проводить такие опросы на конференциях и семинарах, посвященных Болонской декларации и модернизации высшего образования в РФ.

В исследовании приняли участие 368 человек: 82 "администраторы" – представители руководства вузов; 286 преподавателей. Стаж работы 17% вузовских работников в системе высшего образования РФ более 25 лет. Молодых преподавателей в возрасте до 30 лет, с опытом работы, значительно меньше – 6%. Большинство руководителей-администраторов совмещают практику преподавания с административной работой в вузе. Среди респондентов были представители более 20 государственных и негосударственных вузов различных регионов из классических и педагогических университетов, экономических вузов, из городов: Новосибирск, Тамбов, Томск, Улан-Удэ, Курск, Краснодар, Таганрог, Тюмень, Волгоград, Пермь и др. Количество представителей классических университетов составило 43% – 158 чел., 25% респондентов (92 чел.) работают в экономических вузах; представители технических вузов – 15% (56 чел.); доля респондентов из другие типов высших учебных заведений не превысила 17%.

Основной целью исследования ставилось выяснение отношения вузовской академической общественности к перспективам интеграции высшей школы РФ в европейскую систему высшего образования и отношения к проблемным вопросам внедрения положений Болонской декларации в образовательную практику российских вузов. Рассмотрим, что показало исследование.


Социальные организации
С социальными институтами тесно связаны социальные организации. Социальная организация — это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации. Термин «организация» (от франц. organisation, ...

Типология диаспор
Так как конкретные формы существования диаспор весьма разнообразны, то на первый взгляд затруднительно определить их типологические признаки. Это на самом деле так, ибо многообразие диаспор делает чрезвычайно сложным осуществление их клас ...

Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным неформальным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества. Человечество ищет дополнительный ресурс решения социальных пр ...