Коммуникативные конфликты, их структура и причиныСтраница 2
В психологических исследованиях, наряду с понятием коммуникативная деятельность, широко используются понятия коммуникативное поведение и речевое поведение, коммуникативный акт и речевой акт. Обычно эти термины даются как синонимичные или между ними устанавливается соотношение части-целого (коммуникативное и речевое поведение как синонимы; коммуникативный акт – более широкое понятие, речевой акт – более узкое понятие).
Под коммуникативным поведением понимают процесс установления отношений с целью обмена информацией между коммуникантами, а под речевым поведением – процесс использования в речи языковых знаков, как деятельность, осуществляемая с помощью естественного языка, языковой системы.
Следовательно, речевое поведение – это один из способов проявления коммуникативного поведения. То есть речевое поведение является способом осуществления коммуникации, так как в большинстве случаев информация в ситуациях общения передается именно с помощью языка [22, с. 39].
Совокупность моделей поведения, определяемых на основе каждой из отмеченных потребностей, психологи называют основной установкой личности в межличностных отношениях; от этой установки зависит поведение человека. Часто недоразумения и конфликты возникают из-за того, что люди имеют разные модели привязанности, влияния и эмоциональной вовлеченности, однако и сходные модели иногда вызывают конфликты.
Для коммуникативного конфликта можно представить следующую коммуникативную модель:
1) субъекты – коммуникативные цели, коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность;
2) действия – коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика кодекс, постулат и правило;
3) инструменты – прием и языковое средство;
4) обстоятельства (результаты) – кооперация или конфликт.
Цели определяются потребностями человека, а основные потребности общения, от которых зависит тип межличностных отношений, модель поведения человека, стиль его взаимоотношений с окружающими, таковы:
1) потребность в привязанности, потребность в установлении контактов – люди различаются по степени готовности и желания проводить время с другими, общаться с ними;
2) потребность во влиянии;
3) потребность в близких, личностно значимых отношениях с другими людьми, потребность в эмоциональной вовлеченности.
Индивидуальным потребностям соответствуют коммуникативные потребности и соответственно коммуникативные цели:
1) цель обращения, установления контакта: «я хочу общаться с вами, быть с вами в контакте»;
2) цель сообщения / получения: «я хочу передать вам какие-то сведения/ я хочу принять, понять какие-то сведения»;
3) цель самовыражения: «я хочу, чтобы вы увидели меня как личность» [19, с. 44].
Источником коммуникативных конфликтов, так или иначе, оказываются люди, действующие субъекты, потому что именно они запускают процесс коммуникации.
Как всякое другое поведение, всякая деятельность, коммуникативное и речевое поведение характеризуются с помощью понятий цель, стратегия и тактика.
Причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных целей или коммуникативных ролей адресанта и адресата.
Получается, что сами субъекты создают конфликты в общении и, следовательно, сами могут его избегать или устранять. Однако решение этой, на первый взгляд, простой задачи осложняется тем, как мы реагируем на коммуникативные конфликты.
Как считает М.В. Меткин к факторам, способствующим возникновению напряжения при разговоре можно отнести следующие:
– Перебивание партнера.
– Принижение партнера, негативная оценка его личности.
– Подчеркивание разницы между собой и партнером.
– Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
– Резкое убыстрение темпа беседы.
– Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
– Обвинения, угрозы, наказания.
– Принижение проблемы [24, с. 4].
По мнению Н.В. Муравьевой коммуникативный конфликт отличается от других конфликтов тем, почему он возникает и как проявляется, или тем, как люди его осознают и как на него реагируют [19, с. 14].
Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что его участники никогда – или почти никогда – не осознают ни предмета, ни объекта конфликта; отражение конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальному положению. Как правило, они подменяют подлинный конфликт речевых или контактных решений – конфликтом психологическим, а потому коммуникативный конфликт в большинстве случаев остается неразрешенным.
Советская социология 20 - 30-х годов
После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии.
В 1920-е годы начала широко издаваться социологическ ...
Сеть социальной поддержки людей с инвалидностью: инновационный
подход к пониманию и проведению медико-социальной реабилитации людей с
инвалидностью. Понятие и
направления деятельности Сети социальн
Сети социальной поддержки - очень важное понятие системной теории социальной работы. К организации сетей относится как планирование формальной поддержки, так и усиление «неформальных» или «естественных» сетей, состоящих из людей, которые ...
Социально-профессиональный статус и заработная
плата
Логично было бы предположить, что с повышением социально-профессионального статуса иммигрантов, приехавших в иностранное государство в 1990-е годы, различия в уровне доходов между ними и коренными жителями должны постепенно сокращаться. Д ...