SociologyBest

Основы социологии

Варианты и пути решения проблем профессионализма в социальном управлении
Страница 1

Материалы » Проблемы профессионализма в социальном управлении » Варианты и пути решения проблем профессионализма в социальном управлении

Время актуализировало проблему формирования социально-профессиональной компетентности современного специалиста, которая, по мнению проф. И.А.Зимней, представляет собой «совокупное, формируемое на базе интеллектуальных (в частности, мыслительных) способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области…».

Главной проблемой содержания социально - профессиональной компетентности является проблема формирования в человеке его собственной субъектности, его мыслительных и личностных качеств, являющихся основой для активного и позитивного участия в профессиональной практике.

Исследование процесса формирования социально-профессиональной компетентности будущего управленца обусловлено необходимостью смоделировать позитивный, желаемый обществом образ специалиста, поскольку реально действующие персонажи, рассматривая данную им власть как личную привилегию, совершают действия, зачастую «…зависящие от личного усмотрения, от его отношения к конкретному человеку и его конкретной просьбе и от чисто личных связей, услуг, обещаний и привилегий…».

Придерживаясь трактовки социально-профессиональной компетентности, предложенной проф. И.А.Зимней, исходя из содержания профессиональной деятельности управленца, под социально – профессиональной компетентностью нами понимается универсальное личностное качество, аккумулирующее научные знания и профессиональные умения, креативные способности и самостоятельность, адекватность самооценки и сформированность культурно – нравственных ценностей, формируемое в гуманистической образовательной парадигме на основе интегративно – культурологического подхода[8].

Формирование социально - профессиональной компетентности как совокупной интегральной личностной характеристики человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом, объективно нацелено на достижение и возвышение главной профессиональной ценности и цели деятельности - культуры профессиональной деятельности, на преодоление «духа формальной безличности», когда из социального управления исключаются личные и эмоциональные элементы: сочувствие, сопереживание, содействие. В этой связи в рамках вуза необходимо осуществить целесообразные педагогические действия по воспитанию в будущих специалистах понимания значения личности в профессиональной деятельности. При этом фундаментом понятия личности, по мнению проф. Л.Б.Соколовой, должна стать интерсубъективность, идея которой исходит из того, что административно-публичная деятельность обусловлена высокой степенью ответственности менеджеров за принимаемые управленческие решения, направленные на целесообразную и нравственную постановку и реализацию задач публичного администрирования, адекватных потребностям потребителей социальных услуг.

Социальная составляющая содержания социально - профессиональной компетентности должна предполагать способность будущего управленца:

- «возделывать» в себе человеческое через философские практики;

- заботиться о себе через актуальное образование, через интеграцию знаний, ибо социальный престиж может быть основан исключительно на образованности;

- «выстраивать» свое поведение, соизмеряя его линии с выдающимися образцами русской классической бюрократической культуры, поскольку «культура – это среда, растящая и питающая личность»;

- руководствоваться в профессиональной деятельности служебным долгом, осуществляя властные полномочия объективно и беспристрастно, осознавая значимость действий, направленных на достижение целей социального благоденствия;

- осознавать социальные последствия принимаемых решений;

- признавать право каждого индивидуума на собственные взгляды и ценности, порой и отличные от культурных ценностей представляемой субъектом культуры профессиональной деятельности организации;

- подчиняться в своей деятельности централизованному контролю и дисциплине, так как «…осознание управленцем своего высокого статуса не только совместимо с его готовностью подчиняться вышестоящим, но и исполняет функцию компенсации, позволяя ему сохранять самоуважение»[9].

Профессиональная составляющая, т.е. «обеспечивающая адекватность выполнения профессиональной деятельности», должна предполагать обладание субъектом профессиональной инициативы, социально и культурно значимой для общества.

С точки зрения интегративно - культурологического подхода, содержание понятия «социально-профессиональная компетентность управленца» позволяет рассматривать его как показатель культуроориентированности субъекта[10].

Социально-профессиональная компетентность управленца, являясь личностным, формируемым в процессе трудовой практики качеством, проявляется в адекватности решения профессиональных задач, разнообразия социальных и профессиональных ситуаций, в его действиях, деятельности, поведении и социально осмысленных поступках.

Страницы: 1 2


Опыт применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании
В последние годы внимание социологического сообщества все больше привлекает проблематика, связанная с участием России в Болонском процессе. Об этом свидетельствует ряд публикаций журнала "Социологические исследования". В большин ...

Средние слои
Внутренне они очень дифференцированы. Проблема в том, что необходимо выявить средний класс в среднем слое. На западе средний класс занимает промежуточное положение между высшим и нижним классом и тем самым гасит конфликт между ними. Средн ...

Соответствие основных направлений приоритетного национального проекта задачам решения системных проблем здравоохранения.
Основные направления приоритетного проекта, по мнению многих авторов, лишь частично содействуют решению основных проблем здравоохранения, а именно: - усилению первичного звена здравоохранения; - усилению профилактической направленности ...