SociologyBest

Основы социологии

Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе
Страница 2

Материалы » Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества - региональный аспект » Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе

Позицию «гражданин РФ» предпочли 12,5 % опрошенных. Данный результат объясняется тем, что студенчество на данном этапе своей жизни – учебе в вузе – выполняет своего рода гражданский долг. Тем более что студенчество – это будущая прослойка общества – интеллигенция, на которую общество возлагает определенные надежды. В исследованиях О.В. Бондаренко отмечается, что богатое сословие россиян составляют «граждане», для которых доминирующими яв­ляются либеральные ценности индивидуализма и эгоизма. Они считают, что людей объединяет польза, которую они могут получить друг от друга и пола­гают, что успех в жизни зависит от самого человека.

2. Моральная самоидентификация – складывается на основе моральных качеств респондента:

– Я отношу себя к тем, кто всегда поступает честно;

– Я тот, кто никогда не нарушает данного слова и принятых обязательств;

– Я отношусь к тем, кто не может оскорбить и унизить человека;

– Я нестяжатель;

– Я всегда поступаю с окружающими по совести.

При анализе моральной самоидентификации были получены следующие результаты. (Рис. 2).

Для анализа данного направления самоидетификации среди студенческой молодежи были использованы следующим моральные качества: совесть, честность, верность данному слову и другим. Из результатов проведенного опроса видно, что в качестве основополагающего морального принципа среди студенчества превалирует совесть (41,5 %), честность занимает вторую позицию и составляет 29 %. В совокупности данные качества составляют 70,5 %. Честность необходима человеку для нормального эмоционального самосуществования, в то время как справедливость представляет собой качество, основывающееся исключительно на ценностях, отношении к окружающим, основывающееся на сопереживании, сочувствии и т.п. В этой связи можно сделать вывод о том, что у современных студентов, не смотря на трансформацию традиционных ценностей, все же нравственная самоидентификации строится на этих двух основополагающих моральных качествах. Приоритет данных качеств обусловлен, прежде всего тем, что воспитание родителей, выросших и воспитанных в советское время, и данные ими ценностные установки, оказывают решающее воздействие на формирование идентификационных предпочтений их детей.

Такие нравственные позиции, как «верность данному слову», «нестяжательство» и «нежелание оскорбить и притеснить других» набрали примерно равное количество голосов: 11, 9 и 8 % соответственно. Это объясняется тем, что в условиях современной действительности данные качества все же отошли на второй план. Действительно, не всегда в межличностном общении удается быть достаточно нравственным.

3.Межличностная самоидентификация – предполагает взаимоотношения, прежде всего, с теми, с кем учится респондент:

– Я друг и умею дружить;

– Я сам по себе;

– Я товарищ со всеми;

– Я только сокурсник.

Продолжая тему межличностного взаимодействия необходимо остановиться на анализе следующего направления социокультурной самоидентификации – ролевых отношениях с другими людьми. (Рис. 3)

Данное направление социокультурной самоидентификации позволяет установить, в какой роли видят себя студенты в отношениях с окружающими. Весьма интересным оказался результат 30,5 % за позицию «Я сам по себе». С одной стороны, этот выбор свидетельствует о стремлении большей части студенчества к независимости от каких-либо обязанностей; с другой – содержит в себе признаки толерантности и готовности к перемене ролей в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, данный выбор обусловлен развитием рыночной экономики и популяризации западного, индивидуалистского типа мышления. Как показал опрос, студенческая молодежь позитивно относится к индивидуализации, когда личностные потребности удовлетворяются за счет собственных усилий и при помощи близкого круга общения. Общение взаимодействие

Близкий процент набрал такой идентификационный параметр, как «Я только сокурсник» – 28,5 %. Эта самоидентификация весьма значима и отражает то, что сокурсники выступают в качестве «соединяющего звена» между индивидуальными приоритетами и приоритетами социальной группы, в которую они включены. Характерными особенностями общения между «сокурсниками» являются эквивалентные отношения, выражающиеся в обмене неформальными услугами: написание контрольных работ, сдача экзаменов и зачетов, подготовка к практическим и семинарским занятиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Личность как объект социологического анализа
Проблема взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В п ...

Ценностно-мотивационная детерминация репродуктивного поведения. Репродуктивная мотивация, как элемент репродуктивного поведения: анализ подходов и эмпирические исследования
Исследуем репродуктивную мотивацию, как элемент репродуктивного поведения. Согласно одному из распределенных определений, под репродуктивной мотивацией понимаются репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личност ...

Совершенствование процесса трудовой адаптации в организации
В отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем: · структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управлен ...