SociologyBest

Основы социологии

Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе
Страница 4

Материалы » Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества - региональный аспект » Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе

5. Поведенческая самоидентификация – основывается на преимущественном типе активности, на свойствах, отражающих объем суждений о себе как деятеле, тех качествах, которые формируют тип поведения в целом:

– Я опытный человек;

– Я предприимчивый человек;

– Я организованный человек;

– Я находчивый человек;

– Я деятельный человек.

Результаты идентификационных предпочтений по данному направлению социокультурной самоидентификации представлены в следующей диаграмме. (Рис.5)

Как видно из диаграммы большинство студентов относят себя к деятельным и организованным людям. Во время опроса многие респонденты неоднократно подчеркивали, что именно эти качества помогают им хорошо учиться, многим совмещать учебу и работу и высказали надежду на то, что данные качества помогут получить хорошую карьеру и обеспечат продвижение по службе. К «деятельным» себя отнесли 27 % респондентов, а к «организованным» – 25 %. В беседе с респондентами удалось выяснить, что для многих данная идентификационная установка привита родителями как цель и жизненная стратегия. Данные виды поведенческой активности дополняют друг друга и в совокупности образуют наиболее продуктивный тип в последующей профессиональной деятельности, составляя 52 % от общего числа других указанных предпочтений. Многие студенты указывали на то, что организованность как ценность, как стиль жизни их родителей и их самих реализуется ими в повседневной жизни, учебе, семье и даже дружбе. Самоидентификация по данной позиции связывается с жизненным успехом и возможностями преодоления трудностей.

Следующие два идентификационных параметра – «находчивость» (19%) и «предприимчивость» (16 %). Небольшая разница в данных показателях объясняется прежде всего тем, что большинство респондентов связывают находчивость исключительно с решением нестандартных ситуаций, или, наоборот, типичных – нестандартными методами. Большинство молодых людей называя себя находчивыми, позиционировали себя и как предприимчивых. Если рассматривать данные качества как типы поведения, то стоит отметить, что находчивость как тип поведения и качество личности более созерцаемо и самим респондентом, и окружающими; находчивость любой индивид стремиться продемонстрировать, а вот предприимчивость все чаще выступает как скрываемое качество, о котором, порой, знает только сам его обладатель.

Опытность как идентификационная позиция среди студенческой молодежи была выбрана только 13 % опрошенных и понималась ими как определенный тип поведения, в основе которого лежат накопленные знания и представления об окружающей социальной среде. Несмотря на достаточно молодой возраст респондентов, мы предполагали, что будет меньшее количество самоидентификаций по данному параметру, тем не менее, 13 % молодых людей относят себя к опытным людям и считают, что обладают достаточным багажом знаний, чтобы относить себя к данной когорте.

6. Коммуникативная самоидентификация – включает коммуникативные ориентации студента:

– Я человек открытый;

– Я человек общительный;

– Я способствую формированию благоприятного климата в группе;

– Я человек с чувством юмора;

– Я приветливый;

– Я со всеми нахожу нужный стиль общения.

Самоидентификация студенческой молодежи по шестому направлению социокультурной самоидентификации – коммуникативной – представлена в следующей диаграмме. (Рис.6)

Как показали данные исследования, наибольшее количество голосов получили идентификационные позиции «Я общительный» (26 %) и «Я приветливый» (25 %). Отвечая на вопросы анкеты, респонденты обращали внимание на то, что приветливость как одно из коммуникативных качеств способствует полноценному общению между людьми, и что очень важно помогает избежать возможной агрессии и возможных конфликтных ситуаций.

Из полученных ответов мы могли сделать вывод о том, что опрашиваемые разделяют позиции «приветливый» и «общительный», но в то же время считают, что между ними есть взаимосвязь. Студенты считают, что общительный человек – это прежде всего разговорчивый человек, готовый по любому поводу вступить в диалог, который хорошо владеет словом и может использовать его в общении с людьми. Различие в данных коммуникативных качествах состоит в том, что общительность выступает в качестве технологии, а приветливость – как действительная ориентация индивида.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Использование социальных технологий на рынке труда Взаимозависимость образования и рынка труда. Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество. В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под возде ...

Анализ социального положения населения в республике Марий Эл: Уровень жизни и демографическая ситуация. Демографическая ситуация.
Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется тенденцией снижения численности постоянного населения. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Респу ...

Эмпирическая социология
Толчком для развития данного направления стал труд Т. Изнаненский. Здесь использовался активно такой метод. Очень важным моментом в этом труде является приложение, где подробно излагается методика социологического исследования которое про ...